Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна: Пер. с фр. М.; СПб., 1998. Фукуяма Ф. Конец истории?//Вопросы философии. 1990. № 3. С. 134-155.
Реко мен дуе мая
Про А. Двенадцать уроков по истории: Пер. с фр. М., 2000. 334 с. ТошДж. Стремление к истине: Как овладеть мастерством историка: Пер. с англ. М., 2000.
Дополнительная
Бессмертный Ю. Л. Что за «Казус»?//Казус-1996: Индивидуальное и уникальное в истории. М., 1997. С. 7-24.
Бойцов М. А. Вперед, к Геродоту!//Казус-1999: Индивидуальное и уникальное в истории. М., 1999. С. 17-41.
Румянцева М. Ф. «Теоретическая игра» как способ исторического позна-ния//Мир психологии. 1998. № 4. С. 159-171.
Вопросы
1. Каковы, по мнению Джона Тоша, наиболее распространенные заблуждения массового исторического сознания? А по вашему мнению?
2. Назовите основные характеристики научного исторического знания.
3. Каков механизм воздействия научного исторического знания на массовое историческое сознание? А массового исторического сознания на профессиональную историографию?
4. Какие признаки цивилизационного перехода от модерна к постмодерну вы можете назвать?
qi
5. Как меняются задачи исторической науки в ситуации постмодерна?
6. Как соотносится микро- и макроистория? Какие точки зрения на эту проблему вам известны? Какая из них кажется наиболее корректной?
Задания
1. Опишите «состояние постмодерна».
2. Поищите признаки кризиса метарассказа в окружающей вас действительности и в научной и публицистической исторической литературе последнего времени. Подумайте: нужно ли преодолевать этот кризис? Если не нужно, то почему? Если нужно, то можно ли его преодолеть? Если можно его преодолеть, то как?
3. Как профессиональные историки (в том числе и будущие), вспомните, что вам известно о становлении исторической составляющей европейской ментальное™ и ее изменении на рубежах XVIII-XiX и XIX-XX вв. Например, как повлияла на умы Великая французская революция?
*4. Найдите в толковых словарях русского языка значения слова «история». Определите, какие из этих значений используются в исторической науке. Используя русско-английский, русско-французский и русс ко-немецкий словари (а по желанию или по возможности и другие), найдите эквиваленты разных значений слова «история» в европейских языках. Обобщите свои наблюдения. В дальнейшем они вам пригодятся при чтении специальной литературы на языке оригинала.
Глава 2