Дальнейшее развитие идентичности

В раннем детстве дальнейшее развитие получает субъектная идентичность – ребенок становится все более успешен в том, чтобы переделывать мир под себя. Он уже может не только самостоятельно ходить, указывать на предметы, добиваться, чтобы взрослые поняли, чего он хочет – то, что было достигнуто на предыдущем этапе. Постепенно он становится способным дотянуться до множества новых для себя предметов, таких как розетки, скатерти на столах, предметы на тумбочке, вода в унитазе, тапочки под кроватью, кошка на окошке и т.п. Кроме того, он обучается обращаться все с новыми и новыми вещами: ложкой, чашкой, краном, унитазом, ботинками, карандашом, игрушками, ступеньками и многими другими. Наращивание инструментальной оснащенности идет тем мощнее, чем острее чувствуется разница между своими возможностями и возможностями взрослых. Особо следует обратить внимание на то, что насколько у ребенка улучшается владение своим телом.

Телесные опоры идентичности – это набор знаковых (т.е. уже вполне человеческих) средств, описывающих кинестетические ощущения, соотнесенные с визуальными характеристиками человеческого тела. Это не что иное как образ собственного тела, осознанный именно как свой собственный внешний облик. Следует отметить, что только осознанный, но пока еще не отрефлексированный! Т.е. тело, его части и процессы уже названы, но по отношению к ним еще не сложилось умения смотреть как бы со стороны. Начиная с того времени, когда культурные представления о теле становятся достоянием сознания ребенка, можно говорить о том, что в первом приближении сложилось особенное культурное новообразование в его жизни – телесность. Телесность – это сложное знаково-орудийное образование, отражающее жизненный опыт обращения человека со своим собственным телом, сравнения его с внешним образом других людей. Телесность есть результат окультуривания природно заданного человеческого тела:

· приведение его в удобную для общества форму – включая прямохождение, контроль над дефекацией и мочеиспусканием, над другими физиологическими проявлениями,

· опыт приведения его в требуемые состояния – гигиеническое обслуживание, тренировки и упражнения, намеренное засыпание и пробуждение, укладка волос и т.п.

· овладения средствами описания своих соматических переживаний, обеспечивающих понимание со стороны других – понимание, что такое «болит», умение объяснить, что и как именно болит, описание других телесных ощущений.

Телесность есть компромисс между природным телом с одной стороны, и культурными представлениями о нем и требованиями, предъявляемыми обществом к телу человека, с другой. Телесность использует то, что выше обсуждалось под названием сенсорной основы идентичности, вбирает в себя культурные требования, предъявляемые к телу ребенка со стороны взрослых (и/или более старших детей) и уже в новом виде выступает в виде телесных опор (само)идентичности.

Интерактивная идентичность – это прямое продолжение того, что выше было описано под названием интерактивной поддержки идентичности. Операционально интерактивная идентичность может быть обозначена как «Я тот, к кому обращаются Другие». Лингвистически различие может показаться минимальным – вместо прежнего «делают другие» теперь мы используем «обращаются другие». Но по смыслу это не одно и то же, поскольку данная замена отражает отношение окружающих к ребенку уже как к субъекту его собственной активности. Так взрослые де-факто признают прирастание субъектности ребенка. И не могут не признать, поскольку взрослые подтверждают уже возникшую, уже существующую субъектную идентичность ребенка – восприятие себя как автора (источника) регулярно воспроизводимых им действий (операций, движений). Субъективные переживания ребенка, дающие ему подтверждение собственного авторства, неизбежно получают интерактивное подтверждение со стороны окружающих его людей. Просто с этой активностью взрослые не могут уже не считаться. Приняв его в качестве автора своих действий, они дают подтверждение ему его субъектности, способствуя становлению интерактивной составляющей идентичности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: