Прочитайте фрагмент из работы историка Н. Н. Молчанова и ответьте на вопросы. ^
«Вместе с великими послами Петр первый раз в жизни посетил театр. Неизвестно, понравился ли ему балет «Очарование Армиды», но скоро в Москве по его приказу тоже появится театр. На другой день — осмотр верфей, затем торжественный обед с грандиозным фейерверком. Как ни обожал Петр эту огненную забаву, ему, однако, не сиделось на месте. Во время обеда сообщили о решении директоров Ост-Индской компании разрешить ему с товарищами принять участие в сооружении судов, а для изучения всего процесса постройки корабля будет специально заложен новый фрегат. Петр немедленно решает ехать в Саардам за своими инструментами. Но близится полночь, плыть в темноте на маленьком буере очень опасно, и голландцы уговаривают Петра остаться. Здесь еще не знают, что его просто невозможно остановить,
если он принял решение. Рано утром 20 августа он возвращается из Саардама прямо на Ост-Индскую верфь и немедленно приступает к работе. С группой из 10 русских волонтеров царь поселился здесь же, в доме канатного мастера. 22 августа, в воскресенье, в честь послов устраивают показательный морской бой 40 военных кораблей. Охваченный азартом сражения, Петр переходит на военную яхту и берет над ней команду... Ревностно работая плотником, он успевает писать множество писем, и они дышат энергией и радостью. Однако это не значит, что Петр всецело поглощен только одним делом. Из его писем к Виниусу видно, что он тщательно следит за переговорами между союзниками и французами в Рисвике и высказывает свои прогнозы. Видно также, что он самым внимательным образом наблюдает за событиями в Польше и требует быстрой информации. Он постоянно руководит работой... (дипломатов) и таким образом держит в своих руках руководство внешней политикой России».
|
|
С1. Укажите название дипломатической миссии, участником которой был Петр I. Когда она осуществлялась?
С2. Какие задачи стояли перед Петром и его приближенными в этой поездке? (Укажите не менее двух задач.) Какие страны они посетили? (Укажите не менее двух стран.)
СЗ. Чем был занят Петр в поездке? (Укажите не менее трех занятий.) Какие новые умения он приобрел? (Укажите не менее двух умений.)
С4. Какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией на черноморском направлении в последнее десятилетие XVII в.? (Укажите не менее двух задач.) Перечислите действия Петра I, направленные на решение этих задач. (Укажите не менее двух положений.)
С5. Ниже представлены две точки зрения на государственную деятельность Петра I.
1. Благодаря деятельности Петра I Россия стала великой державой, все стороны жизни страны были охвачены реформами, которые позволили России приблизиться по уровню развития к ведущим государствам Европы.
|
|
2. Преобразования Петра I во многом носили искусственный характер; несмотря на некоторые внешние заимствования, произведенные Петром, русское общество по-прежнему сильно отличалось от западноевропейского.
Укажите, какая точка зрения представляется вам более справедливой. Приведите не менее трех фактов, аргументов, которые подтверждают ваше мнение.
Сб. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В конце сентября 1708 г. русские войска под руководством Петра I разбили у деревни Лесной корпус шведского генерала А. Левенгаупта.
Каковы причины того, что русские войска начали одерживать победы над шведами в ходе Северной войны? (Укажите не менее трех причин.) Какие победы в дальнейшем одержала русская армия в этой войне? (Назовите не менее трех сражений.)
С7. Сравните положение Русской православной церкви в начале XVII в. и в конце первой четверти XVIII в. (Укажите не менее двух общих черт и не менее трех различий.)
Общее • | |
Различия | |
• | |
• | • |
• | • |
Тема 5