Дошкольное детство: фундамент личности

Став личностью (первый раз родившись как личность), ребенок теперь уже с неизбежностью подчиняется законам личностного развития. Первое упоение ребенка индивидуальной свободой, пока еще понимаемой как возможность творить произвол, довольно быстро проходит (при нормальном протекании личностного становления). Происходит так потому, что со временем ребенок сталкивается с некоторыми «побочными явлениями»:

· выясняется, что за каждым произволом, если он чувствительно не совпал с желанием окружающих, следуют события, которыми приходится расплачиваться за реализацию своего желания: терпеть чье-то недовольство, испытывать утрату или ограничение некоторых своих возможностей (не пустят, не согласятся, запретят, чего-то лишат, меньше уделят внимания и т.п.);

· оказывается, что с желаниями других также придется считаться, поскольку их произвольные устремления в ряде случаев адресуются самому ребенку («сделай то», «не делай этого»), что выступает в споре с ними в качестве сильных аргументов – таких, которые переспорить очень трудно;

· обнаруживается, что другие люди тоже могут творить произвол, причем довольно часто делают это тем сильнее (весомей), чем сильнее настаивает на своих устремлениях ребенок;

· но что наиболее критично для ребенка, так это то, что собственные желания также начинают все больше противоречить друг другу (то хочется одного, то другого, то всего сразу), следовательно, их еще придется как-то упорядочивать.

Таким образом, внутренняя логика произвола в норме приводит к тому, что ребенок вынужден считаться с мнением других людей. Налицо кризис развития: ребенок в ряде случаев не может добиться своего, поскольку окружающие не всегда готовы согласиться с ним.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: