Билет 14(3)

Оно произошло в 1498 г., когда наследником-соправителем Ивана III был объявлен его внук Дмитрий. Церемония венчания была наделена большим политическим смыслом: источником великокняжеской власти вновь становится происхождение, а не воля золотоордынского хана; утверждалась наследственная монархия. Формировалась, пока еще в самом общем виде, религиозно-политическая доктрина самодержавной и суверенной власти московского князя, закрепленная в гордой фразе Ивана III: «Мы Божьей милостью государи на своей земли изначала от Бога». В повседневность входит титулование московского князя «государем всея Руси», определение «самодержец». Постепенно складывается государственная эмблематика.

На государственной печати Ивана III, наряду с традиционным изображением всадника, поражающего копьем дракона (одна сторона печати), появился двуглавый орел, увенчанный двумя коронами. Традиционно двуглавого орла связывают с Византией. Однако в новейших работах это положение вызывает серьезные возражения: двуглавый орел не был государственной эмблемой Византийской империи, хотя широко использовался на монетах западноевропейских королей и восточных базилевсов (двуглавый орел был символом имперской власти, одноглавый орел — королевской). Показательна, однако, последующая трактовка современниками новой эмблемы. Она осмысливалась как право московских государей на имперское величие, свидетельствовала о преемственности Константинополя и Москвы.

Не просто складывались отношения Ивана III с церковью. С созданием Российского государства определение места и роли церкви приобретало общественную потребность. Прежние взаимоотношения, допускавшие известную независимость церковных иерархов, уже не отвечали реальности. На последнем этапе политического объединения московские князья многим были обязаны церкви.

Она санкционировала территориальные присоединения, поддержала выступление против Большой Орды. С обретением автокефалии границы зависимости русской церкви от московского князя нередко определялись личностью того или иного церковного деятеля. В конечном итоге назначение высших иерархов отныне находилось в компетенции московского правителя. Но даже Ивану III пришлось считаться с влиянием церкви на духовно-нравственную жизнь общества и отказаться от заманчивых планов секуляризации церковного землевладения.

Дмитрию-внуку не суждено было наследовать престол. Его соперником выступил сын Ивана III от второго брака с византийской принцессой Софьей Палеолог, Василий III. Конфликт в великокняжеской семье породил политический кризис, поскольку за противоборством придворных группировок стояли по сути разные политические варианты развития. Известно, что Дмитрий-внук и его мать, дочь молдавского господаря Елена Стефановна, были близки к нестяжателям, которые осуждали церковное «стяжание» земель и богатств. Иван III связывал с последними планы ограничения и даже секуляризации церковной земельной собственности.

Однако в последующем великий князь изменил свои политические симпатии. Немаловажную роль в этом, по-видимому, сыграли практические выводы, вытекавшие из религиозных учений нестяжателей и их противников стяжателей. Нестяжатели высоко ценили религиозно-нравственные ценности, внутреннюю свободу, что было малосовместимо с самодержавным идеалом безропотного подданного; стяжатели проповедовали христианское послушание Богоданному и благочестивому православному государю. Последнее оказалось привлекательнее для московского правителя. В результате Дмитрий-внук попал в опалу.

Возвращая Василию Ивановичу отцовское расположение, Иван III обосновывал свое решение словами: «Чи не волен яз, князь великий, в своих детех и в своем княжении? Кому хочу, тому дам княжение». Василий III в еще меньшей мере считался с традициями совещания с представителями знати.

Современники жаловались, что московский государь решал важнейшие государственные дела с ближайшими советниками «сам-третей у постели». Внимательный наблюдатель русской жизни, имперский посол Сигизмунд Гербер-штейн отмечал, что Василий III «отнял у всех князей и других владетелей все их города и укрепления. Даже своим родным братьям он не вверяет крепостей и не позволяет им в них жить». Властолюбие Ивана III и Василия III, несомненно, способствовало нарастанию авторитарных черт в политической жизни страны.

Уже во времена Ивана III в официальных документах закрепляется формула обращения к государю, которая распространяется на все категории служилых людей без исключения: «Се яз, холоп твой...» Свои властные амбиции великокняжеская власть могла реализовать, опираясь на мощь государственного аппарата. Прежние органы власти, выстроенные в удельный период, плохо справлялись с новыми задачами.

Билет 15 Становление российского самодержавия в правление Ивана IV.Избранная рада и опричнина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: