Тема № 4. Методы исследования развития личности

Поступок как исходная реальность объективного анализа личности. Составные детерминанты поступка: цель, познавательные средства ее достижения, волевое усилие, мотивация.

Проблема воли. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа. Личностный смысл и смысловое образование. «Вербальный акт» и «реальный» поступок. Методы экспериментального анализа смыслового образования: прямые (основанные на реальных поступках) и проективные (основанные на вербальном материале).

Возникновение прямых методов исследования личности в опытах К. Левина и его сотрудников. Исследования личности ребенка с исползованием прямых методов.

Принцип проекции и основные проективные методы: метод чернильных пятен Роршаха, ТАТ Мюррея, проективные опросники. Проблема валидизации проективного метода, преимущества и недостатки прямых и проективных методов исследования личности.

Методы формирования смысловых образований личности. Понятие стиля общения. «Внешняя» и «внутренняя» мотивация поступка. Награды и наказания как основные способы изменения «внешней» мотивации. Самооценка и эмпатия как формы «внутренней» мотивации. Воспитание как способ развития личности.

Психологическая защита и совладание как механизмы овладения поведением. Проблемы личностного выбора, свободы и ответственности личности.

Клинические и социально-психологические методы воздействия на личность (клиническое интервью, психологическое консультирование, групповая терапия, психодрама). Теории личности и стиль общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: