Тема № 5. Индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности

Понятие индивидуальности. Индивидуальное и всеобщее. Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности.

Индивидные свойства. Возрастно-половые и индивидуально-типические классы индивидных свойств. Конституциональные, нейродинамические и гормональные особенности как индивидуально-типические свойства.

Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств. Психология и психофизиология темперамента. Темперамент как совокупность психодинамических свойств человека. История изучение темперамента: вклад Гиппократа, Галена, И.Канта, И.П. Павлова и др. Концепция темперамента В.С. Мерлина и Я. Стреляу. Значение исследований Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина для познания темперамента. Обобщение данных о темпераменте в работах В.Русалова. Методы психодиагностики темперамента.

Строение тела и особенности психики. Соотношение типов конституции и темперамента в классификациях Э. Кречмера и В. Шелдона. Возможные причины корреляции соматических особенностей конституции и темперамента: прямая и опосредованная связь. Половой диморфизм и психологические характеристики индивида.

Подходы к изучению индивидуального характера. Постановка проблемы характера в психоанализе З. Фрейда. Опыт характерологии К.Г. Юнга: понятие об экстраверсии и интроверсии.

Клинический подход к изучению индивидуального характера. Акцентуированная черта как основа классификации характеров в концепции Л. Леонгарда. Типология характеров в работах П.Б. Ганнушкина и А.Е. Личко.

Аналитический подход к типологии характеров (А.Ф. Лазурский). Характер и темперамент.

Индивидуальность и социализация личности.

Понятие о способностях. Задатки как органические предпосылки способностей. Общие и специальные способности (взгляды Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова). Двойственность понятия способностей. Способности как пластичность и развиваемость личности. Способности как деятельностный потенциал личности. Разновидности способностей и критерии их классификации. Талант и гений. Соотношение интеллекта и способностей. Проблема методов практического раскрытия способностей. Значение теории способностей в профессиологии. Теории способностей. Методы диагностики способностей (Д.Векслер, Р.Амтхауэр, Г. Айзенк и др.).

Проблема ценностей человека в психологии. Человеческие потребности и ценности. Личностная иерархия ценностей человека. Место ценностей в психической активности людей. Механизм усвоения ценностей. Направленность, ценностные ориентации личности. Структура направленности личности

Личность как проявление единства ценностей, интеллекта, характера, темперамента, «Я-концепции», социальной и профессиональной компетентности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: