Франц Рело и эстетика машин

Франц Рело — нем инженер-механик. Первым разработал и изложил основные положения структуры и кинематики механизмов; занимался проблемами эстетич техн объектов, пром д-ом, придавал большое значение внешним формам машин. Рело часто называют отцом кинематики. Рело стоял на прогрессивных позяциях, рационально исходил из своей позиции. Форма вещей естественно создается машиой, 1851 г первая пром выставка. На выставке увидели можно создавать красивые вещи. И люди больше не хотят видеть жив и природ мотивы на вещах. Эстетика может выражаться в самом материале и форме. Сам павильен пакстена строил парники- это было нечто новое в арх-ре прозрачная леккая конструкция

У Рело - что машиностроение может и должно следовать арх-ре там, где речь идет о формообразовании машины, в каждой части конструкции проступает более или менее отчетливо ее основная форма. Например, основная форма колонн – это идущие вертикально вниз подпорки– выступающие из стен балки, на которых находятся несущие части. Эти основные формы строго функциональны и оказывают самое влияние на прочность конструкции. Таким образом, основные формы машины диктуют силуэт в целом. Они делятся на два класса: формы, полностью определенные целесообразностью (винт и винтовая нарезка, колесо, паровой котел и форма цилиндра и т.п.), и формы «свободного выбора», т.е. такие, в которых целесообразность является лишь частью поставленной задачи и рисунок которых может бесконечно варьироваться. Таковы выразительные линии колонны, ее подножия, капители и т.д. Расширение у основания колонны дает возможность почувствовать, что колонна стоит, а не воткнута в основание, а выступающая капитель делает ясной связь между колонной и несущими балками.

Вообще, исходил из того положения, что машина является неким арх-ым целым, Рело требует ясности и четкости в соотношении отдельных частей, причем подчеркивает функциональное значение каждой детали. Большое внимание уделяет он ритму и пропорциональности, к-ые, по его убеждению, заложены («имеют корни») в природе и чел-ской натуре и присущи всем чел-ким творениям – от произведений ис-ва до машин. Ритмичная и пропорциональная форма не может быть нецелесообразной, а следовательно, не может противоречить принципам функционального формообразования.

Технико-эстет прогноз Р нашел свое подтверждение значительно позже. Проведенные в начале нашего столетия работы в области оптического метода исследования напряжений не только доказали, но и буквально показали необходимость плавных переходов при изготовлении машинных деталей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: