Новое движение» и идеи индустриального художественного формообразования

Первые целенаправленные исследования в области индустриального формообразования относятся к к.ХIX - началу XX вв. Тогда же начали складываться теории основы новой проектно-худ культуры — дизайна, в научных трудах и трактатах первых теоретиков и практиков дизайна: Готфрида Земпера, Уильяма Морриса.

В качестве одного из основных факторов, способных придать производимым товарам конкурентоспособность, выделяются эстетические показатели внешнего вида. Дизайн как деятельность становится востребованным промышленностью и в рамках развития товарно-денежных отношений приобретает ярко выраженную эконом ценность. Именно в этом качестве он начинает развиваться в большинстве индустриально развитых государств.

Возникновению индустриального дизайна способствовали 4 основные группы предпосылок: промышленная революция,

авангардные худ. течения в искусстве к. XIX—н. XX вв.,

стиль «Ар Нуво»

появление первых школ дизайна.

В Германии возрождается Веркбунд (1945 г.), наблюдается быстрый рост многочисленных независимых дизайн-бюро, дизайн-групп (группа «Отль Айхер»). Образуются штатные дизайн-бюро в структуре крупных предприятий-монополистов (электротехнический концерн «АЕГ», автомобильный концерн «Даймлер-Бенц»).

В Италии действуют дизайн-центры компаний «Оливетти», «Монтекатини», «Италсидер», «Фиат». Проектирование промышленных изделий, помимо штатных, осуществляют независимые дизайнеры. В 1956 г. образована «Ассоциация промышленного дизайна» (ADI).

Процесс организационного становления дизайна затрагивает и Великобританию. В 1944 г. здесь создается Совет по технической эстетике, а затем открывается Лондонский дизайн-центр (1956 г.).

Почти во всех странах Европы, в США, издаются специальные журналы по дизайну.

Функционализм стал пониматься как определенная методика худ проектирования, осуществляемая с последовательным учетом факторов функционального назначения вещи, особенностей ее изготовления и реализации на рынке. Эволюционируют и представления о дизайне. Наблюдается процесс обособления его от прикладного искусства и инженерной деятельности.

Находясь в условиях конкуренции, различные дизайнерские структуры (как независимые дизайнеры, так и дизайн-бюро) стремятся к поиску своего лица, индивидуализации творческого стиля. Результатом этого явилось разрастание хаотичного множества новых типов и форм вещей.

Разнобой форм становится одним из главных вопросов, волнующих дизайнеров. Перед дизайном в мире встает задача выработки эталонов «хорошего дизайна», «правильной продукции», независимой от источника ее происхождения. Становление индустриального д-на связывают с появлением в это время универсального проектного метода, основанного на абстрактном композиционном моделировании предметных форм. Именно этот метод вывел индустриальное формообразование из тупика, куда оно попало в к.XIX в. с традиционными представлениями о эстетике предмета, основанный на декорировании формы.

Наиболее приемлемой в качестве такого «дизайнерского» стиля как в глазах потребителя, так и дизайнеров виделась в то время немецкая линия, ярко представленная стилем «браун», ставшего универсальным для всего мира. Формы предметов, тяготеющих к сухости и лаконизму, своими строгими прямоугольными очертаниями производили впечатление наиболее современных и быстро приобретали популярность в качестве массового «дизайнерского» стиля. Благодаря нейтральной, многократно повторяющейся форме, каждое технич. изделие начинало выступать в виде элемента более широкой общей системы.

Вся история индустриального формообразования ХХ века рядом исследователей рассматривается как взаимодействие двух противоположностей — функционального и стайлиногового дизайнов. Первый получает распространение, как правило, в условиях экономического спада (военные и послевоенные кризисы), второй, напротив, является своеобразным признаком экономического расцвета и благополучия общества. В ходе чередования экономических спадов и подъемов, эти направления сменяли друг друга, а зачастую сосуществовали параллельно, как в различных странах, так и в одной отдельно взятой стране. При этом в процессе исторического развития отчетливо выявилась тенденция сближения функционального и стайлингового дизайна ХХ века.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: