double arrow

Размещение и развитие машиностроительного комплекса

Машиностроение, создавая активную часть основных про­изводственных фондов — орудия труда, в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного произ­водства.

В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных ком­плексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.

Каждая из отраслей выпускает продукцию определенного назначения, имеет сходные технологические процессы и исполь­зуемое сырье. По роли и значению в народном хозяйстве отрас­ли машиностроения можно объединить в три взаимосвязанных группы.

В первую группу входят отрасли, обеспечивающие развитие всего народного хозяйства:

— приборостроение;

— химическое машиностроение;

— электротехническое машиностроение;

— энергетическое машиностроение.

Во вторую группу входят отрасли, обеспечивающие развитт машиностроения:

— станкостроение;

— инструментальная промышленность.

В третью группу входят отрасли, обеспечивающие развитие отдельных отраслей народного хозяйства:

— дорожно-строительного производства;

— производство тракторов и сельскохозяйственной техники;

— производство оборудования для различных отраслей на родного хозяйства.

На долю машиностроения приходится более 1/з объемов про­изводства товарной продукции промышленности России, око­ло 2/5 промышленно-производственного персонала и почти х/\ основных промышленных производственных фондов.

Ассортимент выпускаемой продукции российского машино­строения отличается большим разнообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение производства отдельных видов продукции.

В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей про­мышленности. Однако в одних районах оно имеет профилиру­ющее значение, а в других — его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей.

По характеру технологического процесса многие отрасли ма­шиностроения тяготеют к районам высокой технической культу­ры. В то же время эти районы обычно являются довольно емки­ми потребителями готовой продукции.

Совпадение источников сырья с местами потребления го­товой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В этом случае значительно сокращаются транспортные расходы по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для уста­новления связей между машиностроением и черной металлур­гией. Машиностроительные заводы освобождаются от некото­рых операций, в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отдходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.

Экономическая наука располагает многими приемами расчета сравнительной эффективности вариантов размещения. Основ­ными из них являются:

• расчет по предприятию-аналогу (размещаемое предприятие м-рется в качестве аналога для всех экономических районов; по этому методу проводят расчеты затрат, связанных с расположением предприятия-аналога для каждого экономического района);

• расчет по условному представителю (в качестве условного представителя выбирают тип изделия, производство которого преобладает в отрасли);

• расчет по фактическим технико-экономическим показате­лям производства (при данном методе расчеты ведутся по кон­кретным производствам, а при оценке эффективности их разме­щения получают более достоверные результаты);

• определение на основе оптимизационных расчетов (этот ме­тод с применением математического моделирования позволяет одновременно решать многие проблемы территориальной орга­низации производства).

Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, значительная роль принадлежит специализации и кооперирова­нию производства.

Машиностроение отличается от других отраслей промышлен­ности рядом особенностей, которые влияют на его географию.

Наукоемкостъ. Производство наиболее прогрессивной и слож­ной техники концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструктор скими бюро, опытными заводами в Москве, Санкт-Петербуре и Новосибирске. Ориентация на научный потенциал — ведущим фактор размещения машиностроительных предприятий.

Трудоемкость. Она определяется большими затратами и вы сокой квалификацией используемого труда. Производство ма шин требует очень больших затрат рабочего времени. Поэтом-, многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высоком концентрацией населения. Для разработки новых образцов тех ники необходимы не просто людские ресурсы, а высококвалифп цированные рабочие и инженерно-технические кадры. Высокая трудоемкость присуща станкостроению (Москва), авиационной промышленности (Казань, Самара), производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск).

Металлоемкость. Машиностроительный комплекс потребля ет значительную часть черных и цветных металлов. В этой связи машиностроительные заводы, выпускающие металлоемкую про­дукцию (металлургическое, энергетическое, горно-шахтное обо рудование), ориентируются на металлургические базы. Крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Ека­теринбург).

Многие отрасли машиностроения развиваются в районах с благоприятным для организации кооперирования экономико- географическим положением (например, автомобилестроение приурочено к европейскому Центру и Поволжью). Поскольку перевозка машин обычно осуществляется на большие расстоя­ния и в разных направлениях, машиностроительные заводы раз­мещаются на крупных транспортных магистралях.

Некоторые машиностроительные предприятия ориентиру­ются на потребителей их продукции, поскольку их продукцию сложно транспортировать из-за большого веса и крупных раз­меров. Выгоднее их производить прямо в районах потребления. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), комбайны для уборки зерновых — на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог).

В зависимости от особенностей взаимодействия таких фак­торов, как материалоемкость, трудоемкость и энергоемкость выделяют тяжелое машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким от­раслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят произ- нодство металлургического, горношахтного, крупноэнергетиче­ского, подъемно-транспортного оборудования, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Раз­мещение тяжелого машиностроения в первую очередь зависит от сырьевой базы и районов потребления.

Общее машиностроение. Включает группу отраслей, ха­рактеризующихся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего ма­шиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, лесной, целлюлозно-бумажной, стро­ительной, легкой и пищевой отраслей промышленности. Как правило, предприятия этих отраслей размещаются в районах потребления продукции. Однако и учитываются такие факторы, как наличие квалифицированных кадров и близость сырьевой базы. Предприятия этой группы размещены по всей территории России.

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемко­сти. К этой отрасли относятся приборостроение, производство средств вычислительной техники, электротехническая про­мышленность. Оно размещается там, где имеются квалифи­цированные кадры. Включает группу машиностроительных предприятий, отличающихся узкой специализацией, широкими связями по кооперированным поставкам: автомобилестроение, самолетостроение, станкостроение (производство небольших и средних металлорежущих станков) производство технологиче­ского оборудования для пищевой, легкой и полиграфической промышленности.


Сейчас читают про: