Машиностроение, создавая активную часть основных производственных фондов — орудия труда, в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства.
В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.
Каждая из отраслей выпускает продукцию определенного назначения, имеет сходные технологические процессы и используемое сырье. По роли и значению в народном хозяйстве отрасли машиностроения можно объединить в три взаимосвязанных группы.
В первую группу входят отрасли, обеспечивающие развитие всего народного хозяйства:
— приборостроение;
— химическое машиностроение;
— электротехническое машиностроение;
— энергетическое машиностроение.
Во вторую группу входят отрасли, обеспечивающие развитт машиностроения:
— станкостроение;
— инструментальная промышленность.
В третью группу входят отрасли, обеспечивающие развитие отдельных отраслей народного хозяйства:
— дорожно-строительного производства;
— производство тракторов и сельскохозяйственной техники;
— производство оборудования для различных отраслей на родного хозяйства.
На долю машиностроения приходится более 1/з объемов производства товарной продукции промышленности России, около 2/5 промышленно-производственного персонала и почти х/\ основных промышленных производственных фондов.
Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение производства отдельных видов продукции.
В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей промышленности. Однако в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других — его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей.
По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам высокой технической культуры. В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой продукции.
Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В этом случае значительно сокращаются транспортные расходы по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций, в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отдходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.
Экономическая наука располагает многими приемами расчета сравнительной эффективности вариантов размещения. Основными из них являются:
• расчет по предприятию-аналогу (размещаемое предприятие м-рется в качестве аналога для всех экономических районов; по этому методу проводят расчеты затрат, связанных с расположением предприятия-аналога для каждого экономического района);
• расчет по условному представителю (в качестве условного представителя выбирают тип изделия, производство которого преобладает в отрасли);
• расчет по фактическим технико-экономическим показателям производства (при данном методе расчеты ведутся по конкретным производствам, а при оценке эффективности их размещения получают более достоверные результаты);
• определение на основе оптимизационных расчетов (этот метод с применением математического моделирования позволяет одновременно решать многие проблемы территориальной организации производства).
Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, значительная роль принадлежит специализации и кооперированию производства.
Машиностроение отличается от других отраслей промышленности рядом особенностей, которые влияют на его географию.
Наукоемкостъ. Производство наиболее прогрессивной и сложной техники концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструктор скими бюро, опытными заводами в Москве, Санкт-Петербуре и Новосибирске. Ориентация на научный потенциал — ведущим фактор размещения машиностроительных предприятий.
Трудоемкость. Она определяется большими затратами и вы сокой квалификацией используемого труда. Производство ма шин требует очень больших затрат рабочего времени. Поэтом-, многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высоком концентрацией населения. Для разработки новых образцов тех ники необходимы не просто людские ресурсы, а высококвалифп цированные рабочие и инженерно-технические кадры. Высокая трудоемкость присуща станкостроению (Москва), авиационной промышленности (Казань, Самара), производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск).
Металлоемкость. Машиностроительный комплекс потребля ет значительную часть черных и цветных металлов. В этой связи машиностроительные заводы, выпускающие металлоемкую продукцию (металлургическое, энергетическое, горно-шахтное обо рудование), ориентируются на металлургические базы. Крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург).
Многие отрасли машиностроения развиваются в районах с благоприятным для организации кооперирования экономико- географическим положением (например, автомобилестроение приурочено к европейскому Центру и Поволжью). Поскольку перевозка машин обычно осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях.
Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются на потребителей их продукции, поскольку их продукцию сложно транспортировать из-за большого веса и крупных размеров. Выгоднее их производить прямо в районах потребления. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), комбайны для уборки зерновых — на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог).
В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость, трудоемкость и энергоемкость выделяют тяжелое машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.
Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят произ- нодство металлургического, горношахтного, крупноэнергетического, подъемно-транспортного оборудования, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Размещение тяжелого машиностроения в первую очередь зависит от сырьевой базы и районов потребления.
Общее машиностроение. Включает группу отраслей, характеризующихся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и пищевой отраслей промышленности. Как правило, предприятия этих отраслей размещаются в районах потребления продукции. Однако и учитываются такие факторы, как наличие квалифицированных кадров и близость сырьевой базы. Предприятия этой группы размещены по всей территории России.
Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемкости. К этой отрасли относятся приборостроение, производство средств вычислительной техники, электротехническая промышленность. Оно размещается там, где имеются квалифицированные кадры. Включает группу машиностроительных предприятий, отличающихся узкой специализацией, широкими связями по кооперированным поставкам: автомобилестроение, самолетостроение, станкостроение (производство небольших и средних металлорежущих станков) производство технологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической промышленности.