Период «протодизайна» и его основные характеристики

Протодизайн основывалось на несоответствии внешнего вида пром изделии сложившимся и эстетическим преставлениям. Новые пром формы ближе к упрощенности, унификации, тиражированию воспринимались как подделки и оценивались как уродливые. Красота противопоставлялось пользе. Предметы чисто утилитарного характера не могли быть оценёны как красивые и не отвечали на вкус потребления.

Постепенно под влиянием научно-техн процесса происходит пересмотр отношения худ-в к пром продукций. Стремились к улучшению то-в и прежде всего эстет качеств. Начался активный процесс привлечения худ-в в разработке машинной продукции.

Вопросы эстет форм все более привлекают внимание исследователей и получают различную оценку сближения технического и творческого начал - от характеристики украшательства до отождествления красоты в технике с функционализмом.

движению в Англии, возглавляемым У.Моррисом, Рескин. Веркбунд, баухауз антитехницистские настроения в России вылились в активную борьбу против машинного произ-ва. Обращение к худ ремеслу (в это время упадок), создание твор-ских объединений с привлечением народных мастеров, возрождение народных худ промыслов, ориентированных уже на массового потребителя. Созданные таким образом творческие объединения стали эпохальным явлением в русской культуре, открыв немало ярких имен - представителей неорусского стиля (В.М.Васнецов).

Это время характеризуется параллельным существованием различных худ теорий и направлений: неорусского стиля, модерна и коммерческой рекламы, определивших характер прикладной графики. «В начале XX века плакат другие полиграфические формы рекламы становятся объектами довольно массового художественного проектирования, началом формирования специфического изобразительного языка и приемов его реализации.»

Идея протодизайна - идея неких изначальных первовещей, которые сделаны не дизайнером, а народом и давно обитают в деревенской среде

Материальная культура содержит в себе громадное богатство знаний. Если вы хотите знать, как предмет должен быть спроектирован, то есть, какова должна быть его форма, размеры, из какого материала он должен быть сделан, взгляните на существующие образцы этого типа предметов и просто скопируйте (изучите) образец, принадлежащий прошлому. Именно протодизайн так успешно способствовал созданию материальной культуры ремесленного общества: ремесленник просто копировал дизайн вещей с предыдущих образцов. бессознательные процессы ремесленного дизайна давали в результате поразительно благородные,

прекрасные и соответствующие своему назначению вещи. Очень простой процесс может действительно породить очень сложные вещи.

Протокультура - условное определение проявлений дизайнерского творчества, опирающихся на тысячелетний опыт "естественного" формообразования в прикладных искусствах.

Протокультурны «архитектура без архитектора», «дизайн без дизайнера» - народное жилье и хозяйственные постройки, утварь, инструменты, домотканые, набойные ткани. Протокультурно поведение ребенка и домашних животных, зримо прокультурны некоторые природные творения – хвощи, папоротники и т.д. Осязаемо протокультурно творчество,свободно от недоверия к способности понимать реальность без давления на наше сознание и рецепторы. В протоискусстве больше значение, чем сюжет, мораль, имеют материалы творчества, качество формы объекта изображения, его цвет, фактура, освещенность. Работы протохудожников полны непосредственной радости от прикосновений углем, карандашом, кистью и краской к бумаге, картону, холсту, доске, фанере, радости от созерцания того, что предлагает открытым глазам неутомимая природа. Протодизайн – искусство, свободное от назидательности, фальши, вычурности, псевдозначительности, пошлости. Примеры современного протодизайна – японский региональный дизайн, в России – мастерская ТАФ, исповедующая идеи П. Как основу созидающей культуры ХХІ столетия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: