1) Мартин Лютер (1483–1546):
- отстаивал идею исключительно светской власти; ее независимости от папской власти;
- светская власть должна опираться на естественное, а не на божественное право;
- божественное право управляет внутренним миром человека;
- естественное право позволяет управлять внешним поведением людей и их имуществом;
- правитель должен считать себя слугой, а не господином народа.
2) Томан Мюнцер (ок. 1490–1525):
- источником и субъектом политической власти д/б народ;
- народ должен контролировать деятельность гос-ва;
- несправедливую власть народ может сбросить с трона.
3) Жан Кальвин (1509–1564):
- всякая власть божественна;
- сопротивляться тирании можно если использованы все способы пассивного сопротивления, исчерпаны все легальные формы борьбы;
-наихудшей формой правления является демократия, наилучшей – аристократия.
Выводы: 1)мыслители Возрождения использовали многие элементы политико-правовой мысли античности: идею общественного договора; обоснование республиканского устройства; гос-во как организацию служения общему благу.2) из государствоведения практически устраняется религиозная аргументация; 3) доказывается необходимость гос-го суверенитета; 4) начинается вытеснение божественных законов законами человека и природы.
|
|
Политико-правовые идеи нестяжателей в России
Политическая доктрина И.Волоцкого
Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим»
Политико-правовое учение И.С.Пересветова
Политико-правовая концепция Зиновия Отенского
Политико-правовая доктрина А.Курбского
Политическая теория Ивана грозного
Политический идеал И. Тимофеева