Темы:
«Я-концепция», «Личностная саморегуляция».
Знаниевый компонент. Личность в процессе роста. Прикладные и теоретические возможности понятия «личностный рост». Критерии личностного роста. Общее представление о Я-концепции. Структурная организация Я-концепции. Роль Я-концепции в личностном росте. Циклы личностного роста.
Защитные возможности личности. Разнообразие психологических защит. Определение и природа защитных процессов. Базовые защитные установки. Совладающее поведение. Соотношение копингов и психологических защит. Высшие личностные ресурсы. Смысловая регуляция как механизм совладания и как механизм личностного развития и роста. Творческая сила личностных кризисов. Онтогенез зрелости: выбор путей самоактуализации.
Практический компонент. Студент умеет анализировать теоретические представления о Я-концепции, личностном росте и самоактуализации; обладает квалификацией для индентификации признаков личностного роста в конкретных ситуациях и у ее участников. Способен распознавать признаки личностных кризисов и этапов его протекания, оценить степень напряженности системы саморегуляции, локализацию ведущего уровня личностной саморегуляции.
|
|
Ценностный компонент. Студент понимает ценность личностного роста как основного механизма индивидуального развития и цивилизационного совершенствования; способен бережно относиться к защитным процессам личности, к характеру используемых человеком совладающих стратегий (копингов).
Основные понятия. Личностный рост, критерии личностного роста, Я-концепция; психологические защиты, базовые защитные установки, совладающее поведение (копинги), смысловая регуляция, самоактуализация, самореализация.