Контент-анализ музыкального вещания

Музыкальные виды и жанры Объем музыкального вещания, %
Симфоническая и камерная музыка 40,1
Эстрада 25,5
Опера 14,2
Джаз 4,4
Балет 1,3
Революционно-патриотические песни 0,9
Духовая музыка 0,5
Различные музыкальные жанры в одной передаче 13,1

Как видим, симфоническая и камерная музыка сильно преобладала. Заметное место занимала эстрадная музыка, но в основном популярная песня. Другие эстрадные направления – диско, рок, танцевальная, легкая оркестровая музыка и т. п. практически отсутствовали на экране. Между тем, в опросе аудитории 12 % высказались за то, чтобы на экране были рок и диско-музыка, были названы и другие музыкальные направления. Мало звучала по ТВ и фольклорная музыка. В целом в объеме музыкального вещания 41 % занимала классическая музыка, 21 % эстрада, 12 % – народная музыка. Реально же зрительские интересы, согласно опросам, проведенным в то время, проявляли интересы к эстрадной музыке (53 %), народной музыке (24 %) и только 16 % интересовались классикой.

Соотношение реального музыкального вещания и интересов аудитории не совпадало, потому что и в советское время, и в начале перестройки все еще существовала задача – поднимать аудиторию, развивать ее познавательные интересы и развивать вкусы к хорошей классической музыке. Но игнорировать реальные интересы было нельзя, хотя задачи культурного воспитания, конечно, весьма благородны. Спустя пятнадцать лет мы наблюдаем не только отход от первоначальной задачи развивать музыкальные вкусы аудитории (исключение составляет канал «Культура), но и полное подчинение вкусам самой невзыскательной части аудитории. И не только подчинение, но развращение этих вкусов, что сейчас ярко демонстрируют молодежные каналы ТВ, часто давая музыку примитивную, весьма низкого качества, снабженную к тому же пошлейшими или просто тупыми текстами.

Исследования последнего десятилетия показывают другие тенденции. Поменялись ориентиры журналистики. Из партийно-производственной и пропагандистской она стала информационной и развлекательно-рекламной. Сегодня СМИ лучше удовлетворяют интересы аудитории, которые прежде игнорировались, но часто упускают из виду насущно важные проблемы жизни народа, просветительские и социализаторские функции. СМИ стали уделять много внимания личной, интимной жизни, сенсациям, происшествиям, практическим советам и рекламе, в то же время часто игнорируют производственную проблематику, проблематику труда, которая прежде была главенствующей и продолжает иметь в жизни человека большое значение: на работе мы проводим большую часть своей жизни.

Журналисты ориентируются на вкусы аудитории, но одновременно и дистанцировалась от нее, часто воспринимая ее не как равноправного, активного партнера в диалоге, а как пассивный объект восприятия текстов СМИ. Контент-анализ различных центральных изданий, проведенный факультетом журналистики МГУ в конце 1990-х гг., отчетливо это доказывает* (табл. 11).

Таблица 11

Контент-анализ публикаций газет
(в % от общего числа материалов)

Издания Монолог Диалог, полилог Явное использование суждений других людей Всего материалов (абсолютное число)
В целом по массиву        
АиФ        
Известия        
Комсомольская правда        
КП-п        
Советская Россия        
Труд        
Труд-7        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: