Интернет-ресурсы и профильное обучение истории

Данная проблема достаточно глубоко осознается педагогической общественностью. В частности, материалы, опубликованные на сайте Федерации Интернет-образования, свидетельствуют, что учителя целого ряда школ (Лицей ин-формационных технологий г. Новосибирска, лицей № 3 г. Перми, Московская городская педагогическая гимназия № 1505, школа № 132 г. Новосибирска, гимназия № 164 г. Зеленогорска Красноярского края, школа № 24 г. Тольятти, Центры развития образования г. Самары и Тольятти, школа № 1299 Москвы и целый ряд других6) ведут активный поиск возможностей использования ресурсов Интернета в целях решения задач повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Внимание учителей сконцентрировано на проблемах реализации принципа наглядности, чтобы компенсировать отсутствие специально создаваемых средств обучения. Разрабатываются учительские и ученические презентации, формируются учебно-методические комплекты по отдельным темам и разделам программы, ведется активная работа по каталогизации ресурсов Интернета и созданию школьных виртуальных библиотек и справочно-информационных систем. Вместе с тем нельзя не отметить локальность таких поисков, концентрацию усилий на формировании прежде всего образного мышления - задачи, которая в старшей школе отходит на второй план. Значительно слабее проработаны вопро-сы методически целесообразного включения работы с ресурсами Интернета в учебный процесс. Одновременно накоплен и отрицательный опыт создания "моделей уроков", абсолютно непригодных для средней школы в силу попыток "объять необъятное", включить такие объемы информации, на освоение которых у учащихся уйдут годы7.

Работы, проводившиеся в последнее время в Институте содержания и методов обучения РАО, завершились созданием прототипа средства обучения нового поколения - электронной хрестоматии, сочетающей возможности аудиовизуальных и печатных средств обучения и открывающей новые педагогические возможности за счет интерактивности. Сказанное позволяет заключить, что, наряду с СВ-КОМами, ставшими привычным средством обучения, использование компьютерных технологий Интернета ведет к появлению новой группы средств обучения - электронных, перечень которых еще только формируется.

Существенно повышает актуальность разработки проблем создания и использования электронных средств обучения запланированный переход к профильному обучению в старшей школе. Во-первых, профильное обучение предполагает усвоение учащимися значительно большего объема информации, чем это имеет место на базовом уровне; во-вторых, организация профильного обучения вряд ли возможна без кардинального изменения самого подхода к организации учебного процесса: необходимо существенное увеличение доли самостоятельной работы учащихся. Задачи профильного обучения предусматривают выработку у учащихся умений:

- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

- осуществлять внутреннюю и внешнюю критику источника (характеризовать: авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, соотношение в нем первичной и вторичной информации, степень достоверности);

- классифицировать исторические источники по типу информации;

- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения, суждения и интерпретации;

- проектировать собственную траекторию решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями.

Тем временем успела проявиться негативная тенденция в рекомендациях по использованию существующего фонда учебников для организации профильного обучения. Отдельные авторы основную задачу видят в привлечении дополнительной литературы (а не документов), а также в организации большинства уроков в форме школьной лекции (для приближения к вузовским условиям). С моей точки зрения, представление о профильном курсе истории как об увеличенном базовом, ошибочно. На деле, в старшей школе должна быть создана система спецкурсов (с возможностью сдачи экзаменов по ним в форме ЕГЭ) и сделан основной акцент на организации самостоятельной работы учащихся с историческими документами. В этом смысле электронная хрестоматия способна стать тем средством обучения, который позволит организовать учебный процесс на профильном уровне. Разумеется, в условиях средней школы, даже в старших классах, речь может идти лишь об элементах исследовательской работы с историческим документом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: