Общая характеристика развития клинической медицины в России во 2-й половине XIX - начале XX веков. Ведущие русские терапевтические школы. Школа А.А. Остроумова

Во второй половине XIX века достигнуты значительны успехи в развитии медицинской науки. Чему в немалой степени способствовали процессы ее дифференциации. Возникают такие дисциплины, как педиатрия, неврология, психиатрия, дерматовенерология, микробиология, гигиена и др. В этот период плодотворно работают известные ученые страны: физиологи - И.М. Сеченов, И.П. Павлов (1849-1936), микробиологи - И.И. Мечников (1845-1916), Г.Н. Габрический (1860-1907), Д.К. Заболотный (1866-1929), Н.Ф. Гамалея (1859-1949) и другие, клиницисты- терапевты - С.П. Боткин (1832-1889), Г.А. Захарьин (1829-1897), А.А. Остроумов (1844-1908), хирурги - Н.В. Склифосовский (1836-1904), А.А. Бобров (1850- 1904), П.И. Дьяконов (1855-1908), педиатры С.Ф. Хотовицкий, Н.Ф. Филатов (1847-1902), Н.П. Гундобин (1860-1908), К.А. Раухвус (1835-1915), психиатры В.М. Бехтерев (1857-1927), С.С. Корсаков (1854-1900), П.Б. Ганнушкин (1875-1933), и другие, основоположники отечественной гигиены - Ф.Ф. Эрисман, А.П. Доброславин и другие

Развитие клинической медицины в 19 в. характеризуется постепенным переходом от врачевания как ремесла и искусства на позиции одной из областей естественных наук. Основы для такого перехода были созданы достижениями естествознания в целом и теоретической медицине, в частности: патологической анатомии с введением в больничный обиход прозекторского дела и клинико-морфологических сопоставлений; экспериментальной медицине, способствовавшей формированию функционального подхода клиницистов к проблемам патологии; бактериологии, установившей специфическую природу инфекционных болезней. Исключительную роль в развитии клинической медицины на естественнонаучной основе сыграли новые методы объективного исследования больного. Эти тенденции медицины 19 в. ярко отражены в истории клиники внутренних болезней — основной области клинической медицины.

в 1836 г. русским терапевтом Г.И. Сокольским (1807—1886) было доказано, что при ревматизме поражаются не только суставы, но в первую очередь сердечно-сосудистая система. Г.И. Сокольский в 1835 г. опубликовал первый после Р. Лаэннека крупный труд, посвященный диагностике внутренних болезней с помощью аускультации. Россия стала вообще одной из первых стран Европы, где передовые врачи пропагандировали физические методы исследования. Русские врачи Я.О. Саполович (1766—1830) и Ф. Уден (1754—1823) еще в 90-х гг. 18 в. до работ Ж. Корвизара применяли перкуссию по Л. Ауэнбруггеру. В Виленском университете и в Петербурге В. Герберский, Ф. Римкевич и П.А. Чаруковский (1798—1848) использовали перкуссию и аускультацию в 20-х гг. 19 века.

Функциональное направление, основанное на достижениях физиологии и экспериментальной патологии, получило яркое воплощение в трудах основоположника крупнейшей научной школы русских терапевтов С.П. Боткина, А.А. Остроумова (1844—1908), в Германии — Б. Наунина (1839—1925) — автора известных клинико-экспериментальных работ по проблемам сахарного диабета, желчнокаменной болезни и желтухи, лихорадки и др.,

Третьим центром европейской клинической М. была Вена, где чех И. Шкода (1805—1881) —крупнейший наряду с К. Рокитанским представитель так называемой нововенской школы дал научное обоснование перкуссии и аускультации и показал (1839), что объективные симптомы еще не составляют самой болезни, а являются только отражением определенных изменений в организме, вызванных болезнью. Во второй половине 19 в. медицина начала постепенно обогащаться новыми лекарственными средствами (морфин, кодеин, папаверин, атропин, бром и т.п.).

Достижения анатомии и хирургии в России в начале 19 века нашли дальнейшее развитие в деятельности Николая Ивановича Пирогова (1810-1881).

С развитием клиники, приближением преподавания медицины к постели больного заставило врача действовать и думать по-иному. Под влиянием развития естественных наук — физики, химии — в XIX веке, особенно во второй его половине, клиническая медицина стала приобретать характер естественнонаучной дисциплины. На клинические дисциплины во второй половине XIX оказало большое влияние развитие экспериментальной физиологии и микробиологии. В середине и второй половине XIX века диагностическая методика быстро совершенствовалась. Клиника использовала созданные физикой осветительные и оптические приборы, благодаря чему глаз врача проник во внутренние полостные органы живого человека. Созданные физиками измерительные приборы и методы позволили врачам по-новому ставить вопросы функциональной диагностики. Благодаря развитию органической химии клиническая медицина значительно усовершенствовала диагностику путем применения ряда лабораторных методов химического анализа.

К началу XX века диагностические возможности врача расширились в результате успехов, достигнутых микробиологией и иммунологией (методы микробиологии по выделению болезнетворных возбудителей, иммунобиологические пробы различного характера, реакции связывания комплекта, аллергические и антитоксические реакции при туберкулезе, скарлатине, дифтерии и других инфекционных заболеваниях). Усовершенствование диагностических методов способствовало уточнению клинической симптоматологии и облегчало распознавание болезней. Постепенно клиническая медицина все больше отходила от врачебной интуиции и становилась научно обоснованной дисциплиной.

Отечественные клиницисты второй половины XIX века встали на позиции терапевтического нигилизма. Крупнейшие представители отечественной терапии второй половины XIX века С. П. Боткин (основоположник научной Т. в России), Г. А. Захарьин, А. А.Остроумов отрицательно относились к крайностям локалистического направления и не разделяли локалистических взглядов Вирхова, они исходили из понимания организма как единого целого. Отечественная медицина создала и развивала направление, искавшее пути к изучению здорового и больного человека не только с точки зрения анатомического строения и местных анатомических расстройств, но в первую очередь с точки зрения общих физиологических связей всех систем и органов человеческого тела с внешней средой. Отечественные терапевты рассматривали организм как единство физического и психического, причем физическое, материальное рассматривалось как первичное, а психическое — как производное физического. Это явилось крупным преимуществом наших клиницистов перед клиницистами других стран, не шедшими в клинике дальше анатомического направления.

С именами С. П. Боткина, Г.А. Захарьина и А.А. Остроумова связано начало подлинного расцвета русской научной и практической медицины и образование замечательных русских школ терапевтов - учёных, общественных деятелей.
Терапевтическая школа имени А.А.Остроумова была создана в 1846 году при медицинском факультете Императорского Московского университета. Алексей Александрович Остроумов (1844—1908) возглавлял госпитальную терапевтическую клинику Московского университета, которая при нём обрела своё историческое здание на Девичьем поле. Он был выдающимся врачом и создал, по общему признанию, собственное клиническое направление, именуемое биологическим. А. А. Остроумов обращал особое внимание на изучение влияния окружающей среды на больного. В то же время он высоко ставил значение наследственности в развитии патологии внутренних органов, обсуждал возможность наследственной передачи ряда болезненных признаков. Он писал: «Цель клинического исследования — изучить условия существования человеческого организма вереде, условия приспособления к ней и расстройства... Изменения в среде могут быть благоприятными для существования или вредными...». У каждого больного он настойчиво искал воздействие вредоносных факторов внешней среды и ставил задачу по их устранению. При этом он видел связь между функционированием разных органов, особо указывая на роль нервной системы в появлении ряда жалоб. Ныне Терапевтическая школа называется Клиникой госпитальной терапии имени А.А.Остроумова – один из крупнейших клиник России, известный своей прогрессивной деятельностью в различных областях, особенно кардиологии. (применяют методы терапевтического миокардиального ангиогенеза, т.е регенеративной кардиологии)

Остроумов А.А. – продолжатель идей Боткина и Захарьина. Подчеркнул, что необходимо изучать наследственность больного, изучать его среду обитания больного и улучшать ее при необходимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: