Социокультурные предпосылки возникновения журналистики. Особенности развития печати в Европе, Азии, Африке, Америке, Австралии

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Социально-политические предпосылки связаны с возникновением государственных форм общественной жизни. Появилась потребность в директивной, управленческой информации более массового свойства, нежели информация межличностного или коллективного (публичного) общения. Представители государственной власти рассылали для оповещения своих подданных гонцов, глашатаев, герольдов, дьяков. С развитием политических форм управления государством возникла потребность не только в оповещении о действиях правителей, но и в формировании общественного мнения. В древних империях появляются своеобразные прообразы газет. Некоторые исследователи называют это явление «газет» в древнем мире пражурналистикой или протожурналистикой.
Известно, что задолго до новой эры китайские императоры «печатали» свою «газету» на шелке, а египетские фараоны «выпускали» нечто подобное в виде папирусных свитков.
Наиболее достоверен и показателен процесс возникновения имперских «изданий» в древнем Риме в эпоху правления Юлия Цезаря и позже (I в. до н.э. — IV в. н.э.). Быстро разраставшаяся Римская империя посылала многих своих граждан в далекие провинции. Жители этих колоний живо интересовались всем происходящим в столице. Частная переписка и отдельные сведения в силу своей неполноты и нерегулярности не удовлетворяли их. Необходимы были специальные люди, которые бы следили за всеми событиями и сообщали о них в колонии.
На первых порах каждый решал эту проблему только для себя и своего окружения. Богатые люди, жившие в имперских провинциях, завели в Риме личных корреспондентов, в основном из образованных рабов, которые должны были исполнять информационные прихоти своего господина. Антоний, например, получал через своего корреспондента все отчеты о государственных делах и политических прениях в сенате. Когда Цицерон был проконсулом, он также не преминул завести себе корреспондента в Риме: им был некий Хрест, сообщавший своему господину политические новости, дававший отчеты о гладиаторских побоищах, городских происшествиях и ходивших по городу слухах.
Юлий Цезарь, сам долгое время пользовавшийся такими корреспондентами в Галлии, понял необходимость государственного информационного органа. Носителем информации служили дощечки, покрытые гипсом. Первая из этих гипсовых «газет» называлась «Acta Senatus», где «печатались» протоколы сенатских заседаний. Эти сенатские протоколы соответствовали нынешним извлечениям из отчетов о заседаниях парламентов. Но односторонность их содержания — в них затрагивались исключительно вопросы государственного управления — побудила Цезаря основать вторую ведомость, послужившую дальнейшим шагом на пути развития периодической печати.
По его инициативе был вызван в жизнь официальный правительственный орган, выходивший ежедневно, «Ежедневная ведомость» (acta diurna publica, populi Romani), в которой, наряду с сообщениями с театра войны, описывались публичные празднества, а также и вообще все выдающиеся события дня. Немало места отводилось в них общественным и литературным вопросам и даже «пикантным» анекдотам из жизни римского общества. Каждый номер газеты переписывался в большом количестве экземпляров и получал широкое распространение по всей империи. Но ни один из списков, к сожалению, не дошел до нас. Долгое время ученые полагали, что так называемые «fragmenta Dodweliiana» представляют собой отдельные номера этой ведомости, но впоследствии была документально установлена подложность этих фрагментов. Тем не менее в сочинениях римских писателей сплошь и рядом встречаются выписки из этой газеты, свидетельствующие о богатстве ее содержания.
Мы имеем достоверные данные относительно продолжительности существования первого из этих изданий. Тиберий запретил выпускать acta senatus в то время, когда участились процессы по государственной измене и в сенате произносились обличительные речи, в высокой степени нежелательные правительству, затрагивавшие нередко особу императора и членов его семьи. Что касается acta diurna, то они просуществовали еще несколько столетий и прекратились лишь при вторжении германских народов в Римскую империю, тогда, когда вообще все культурные установления в Италии мало-помалу пришли в полный упадок и миродержец Рим превратился в груду развалин. Впоследствии та же газета появилась вновь при византийском дворе, но, просуществовав здесь лишь короткое время, она вскоре исчезла бесследно и навсегда.
Таким образом, первые информационные органы носили официальный характер и служили проводниками политики власти.
Такой же официальный имперский характер носила в Китае в VII-X вв. (Танская династия) рукописная газета «Дибао» и первая в мире печатная газета в Пекине «Кинг-Пао» («Столичный вестник»), начало издания которой относят к 911 г. (регулярный еженедельный выпуск ее был налажен с 1361 г.; газета выходит поныне).
Самыми ранними письменными текстами на китайском языке были гадательные надписи, выцарапанные каким-либо острым орудием на черепашьем панцире или лопаточной кости барана. Желая узнать, например, будет ли удачной охота, правитель приказывал нанести свой вопрос на панцирь и потом положить панцирь на огонь. Специальный гадатель истолковывал «ответ божества» в соответствии с характером трещин, появившихся от огня. Впоследствии материалом для надписей стала служить бронза (на огромных ритуальных сосудах по поручению древних царей делались дарственные или иные надписи). С начала 1 тыс. до н. э. китайцы стали использовать для письма бамбуковые планки. На каждой такой дощечке помещалось примерно по сорок иероглифов (слов). Планки нанизывали на веревку и соединяли в связки. Легко представить себе, какими громоздкими и неудобными были первые китайские книги. Каждая, по нашим понятиям, даже небольшая книга занимала несколько возов.
В III в. до н. э. китайцы стали применять для письма шелк. Дороговизна этого материала привела в начале нашей эры к изобретению бумаги, в результате чего и появилась возможность широкого распространения письменного слова.
Утилитарно-практическое отношение к письменному слову зафиксировано и в термине, которым сами древние китайцы обозначали понятие «словесность» — «вэнь» (первоначально — рисунок, орнамент). Считается, что иероглиф «вэнъ» представляет собой пиктограмму — изображение человека с татуировкой. Уже ко времени Конфуция, то есть к VI в. до н. э., «вэнь» стало обозначением письменного слова и соответственно наследия древних мудрецов, оставленного в их сочинениях.

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Образование и культура общества являются одной из ключевых предпосылок зарождения журналистики. Рукописные «газеты» не были массовыми изданиями и не могли быть таковыми в силу неграмотности и культурной неразвитости населения. Поэтому распространяемая в них информация носила замкнутый, элитарный характер. «Газеты» доставлялись определенному кругу образованных лиц (в царствующие дома, политикам, цеховым корпорациям в городах, финансовой клиентуре в случае с Фуггером и т. п.). Даже латинский язык, на котором писалось большинство информационных листков, старинные готические и орнаментальные шрифты служили достаточно серьезным препятствием для доступа средних слоев населения к источникам информации.
Сменяющие друг друга эпохи Возрождения, Реформации, Просвещения сыграли значительную роль в распространении грамотности, просвещения, культуры не только в сфере привилегированных, знатных сословий, но и в средних слоях населения, порождая тем самым потенциальную аудиторию для будущей журналистики. Этот процесс сопровождался совершенствованием (упрощением) письменных шрифтов, языка, стиля письма и поиском новых форм деловых, эпистолярных и художественно-публицистических текстов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: