За одиннадцатилетним управлением Карла I без парламента, но при помощи жестоких мер Звездной Палаты и чрезвычайных судов последовало шотландское восстание, Долгий парламент4, междоусобная война и казнь короля «за измену и возбуждение междоусобия». Еще при жизни Карла I в июле 1641 г. Долгий парламент упразднил Звездную Палату, причем потеряли силу все изданные ею распоряжения по делам печати. Но свобода прессы оказалась скоротечной. По решению обеих палат 14 июня 1643 г., ввиду того что «к великому поношению религии и правительства» появилось множество сочинений, не просмотренных цензурой и не записанных в книги Компании типографщиков, впредь воспрещалось что-либо печатать без предварительной цензуры и без внесения «по старому обычаю» в регистры Компании. Притом же агентам Компании и некоторым членам парламента предоставлялось «от времени до времени производить тщательные обыски во всех местах, где им покажется вероятным открыть неразрешенные печатные станки». Сыщики получили право арестовывать станки, их собственников и авторов незаконно печатаемых книг и вообще всех причастных к делу лиц.
|
|
Поворот к отмененным законам был следствием пестроты парламентских партий. Провозглашение республики совершилось под влиянием индепендентской партии, представлявшей собой сторонников народовластия и свободы совести. Но в парламенте взяли верх пресвитериане, которые стояли за различного рода ограничения и, в частности, за строгую цензуру. Против этих-то ограничительных течений выступил знаменитый автор «Потерянного рая», выпустивший 24 ноября 1644 г. без цензуры и без внесения в регистр Компании брошюру под названием: «Ареопагитика. Речь мистера Джона Мильтона к парламенту Англии в защиту свободы бесцензурного печатания». Мильтон высказал убеждение, что цензурные стеснения «послужат к упадку всякого учения и остановят истину, не только оставляя без упражнения и притупляя наши способности в том, что мы уже знаем, но также затрудняя и урезывая те открытия, которые могут быть сделаны в будущем в области и религиозного и светского знания».
По его мнению, всякое произведение печати должно появляться так же свободно, как появляется на свет новорожденный из чрева матери. О цензуре он писал: «Кто убивает человека, тот убивает разумное сознание, образ Божий; но тот, кто уничтожает хорошую книгу, убивает самый разум, образ Бога, как если бы Он был перед глазами». Мильтона возмущала епископская цензура, и он писал, что духовные цензоры занимаются рассмотрением книг, «как будто Святой Петр им дал ключи не только от неба, но и от печатных станков». Он указывал, что цензура досталась Англии «от самого антихристианского собора (Тридентского) и от самой тиранической инквизиции, какая когда-либо занималась розыском». О цензорах Мильтон высказал следующие глубокие замечания: «Никто не станет отрицать, что тот, кто является судьей над жизнью и смертью книг, непременно должен стоять выше обыкновенного уровня людей: он должен быть и трудолюбив, и учен, и справедлив, иначе в его суждениях о том, что годно или негодно, будут непременно ошибки, а это должно иметь пагубные последствия.
|
|
Если же он соединяет в себе все необходимые условия, может ли быть более скучная неприятная ежедневная работа, большая потеря времени, как вечное перечитывание негодных книг и памфлетов? Всякую книгу можно читать только в известное время; но быть принужденным читать постоянно, притом в плохих рукописях, — такая тягость, которую едва ли способен вынести человек, ценящий свое время и свои занятия и обладающий чувством и пониманием изящного. За такого рода мнение я прошу цензоров, присутствующих здесь, простить меня. Без сомнения, все они приняли на себя эти обязанности из угождения парламенту и считали их весьма нетрудными, но что самое непродолжительное испытание было уже для них утомительно: это доказывают их извинения перед теми, кто иногда принужден подолгу ходить к ним, чтобы добиться пересмотра своей рукописи.
Если же мы видим, что занимающие теперь эти должности обнаруживают желание покинуть их и что ни один достойный человек, не желающий губить свое время, не соглашается быть их преемником, если только его не привлекает вознаграждение, назначаемое цензору, то мы можем легко себе представить, будут ли у нас другого рода цензоры, кроме невежественных и корыстолюбивых людей. Это-то я и хотел показать, когда говорил, что это учреждение не достигает своей цели. Доказав, что оно не приносит никакой пользы, я теперь перейду к тому злу, которое оно причиняет и которое прежде всего состоит в том, что цензура представляет собой злейшее насилие и оскорбление, какое только может быть нанесено науке и ученым людям». Далее Мильтон задается целым рядом вопросов: «И какое же преимущество имеет взрослый человек перед мальчиком, еще сидящим в школе, если он, избавившись от школьной ферулы, подпадает под указку цензора?
Если серьезные, совершенные с великим трудом, ученые работы, подобно грамматическим упражнениям школьника, не могут быть обнародованы без заботливого глаза урезывающего их и приноравливающего их к своему пониманию цензора? Если свой труд, сопряженный с ночными бдениями, человек должен подвергать поверхностному суду заваленного делами цензора, быть может, более юного годами, быть может, стоящего далеко ниже его по развитию, быть может, никогда не испытавшего, что значит писать ученое сочинение, если труд этот, не будучи отвергнут или уничтожен, может появиться в печати не иначе, как в виде мальчика, сопровождаемого своим дядькой, с пометкой цензора на обороте заглавного листа, служащей гарантией и ручательством, что автор не идиот и не распространитель разврата, разве же все это не бесчестие и не унижение для автора, для его сочинения, для самого права и достоинства науки?
Где же тогда будет сила авторитета, которая необходима для того, чтобы учить других? Всякий, понимающий дело читатель, при первом взгляде на пометку цензуры должен отбросить книгу со словами: "Мне не надо недозрелых учителей; я не терплю наставников, которые являются ко мне под ферулой наблюдающего за ними кулака; я не знаю этого цензора, его подпись здесь ручается за его строгость; кто же поручится мне за верность его суждения?" Правительство может ошибиться в выборе цензора так же, как цензор может ошибиться относительно автора! Истина и разум не такого рода товары, на которые может существовать монополия и которыми можно торговать при посредстве ярлыков, торговых уставов и указанных мер. Мы не должны считать всю нашу научную деятельность за складочное место, где нужно клеймить и браковать научные работы, как сукна и тюки с шерстью».
|
|
На бесцельность и оскорбительность цензуры Мильтон указывает еще в следующем вдохновенном обращении к членам Палат: «Должники и преступники могут всюду ходить без надсмотрщика, а безобидные книги не могут поступить в обращение, если не видно тюремщика на их заглавном листе. Если мы не решаемся дать гражданам какой-нибудь памфлет на английском языке, то это значит, мы считаем всех их за легкомысленных, порочных и безрассудных людей... Подобная мера преграждает только один источник распространения безнравственности, да и то делает плохо. Испорченность, которую не хотят к себе пустить этим путем, гораздо сильнее и успешнее входит в другие ворота, которые вы не в силах запереть... Лорды и общины! Неужели вы хотите подавить цветущую жатву науки и просвещения, только что взошедшую и продолжающую всходить у нас? Неужели вы хотите поставить над всем олигархию 20 монополистов, чтобы лишить пищи наши умы и не давать нам ничего сверх того, что будет отмерено их мерой? Верьте, те, кто советует вам такое угнетение ближних, ведут вас к тому, что вы явитесь угнетателями самих себя!»
К сожалению, красноречивая защита Мильтоном свободы слова не повлияла на действия парламента: ограничения остались в силе. Как бы то ни было, республиканский строй оживил печать, которая энергично принялась за борьбу с абсолютизмом. От двадцатилетнего периода (1640—1660), т.е. до времени восстановления Стюартов, сохранилось 3000 памфлетов, занимающих теперь на полках Британского музея 2000 томов.
|
|
«Ареопагитика» Дж. Мильтона и либертарианская концепция печати
1642-1649 – Англия, столкновение парламента и короля, семилетняя гражданская война,1643 – закон парламента о предварительной цензуре.
Против этого закона в 1644 выступил Джон Мильтон со своим эссе «Ареопагитика» (в форме речи, обращённой к английскому парламенту). Мильтон призывал к пересмотру принятого закона и отмене цензуры. Мильтон не выступает против контроля власти за прессой, однако предварительная цензура, как форма этого контроля, кажется ему неправильной. Мильтон отвергает цензуру по причинам этического и философского характера.
1) «Принятый закон не достигнет своей цели», потому что всякая цензура – ограничение свободы выбора (дарованной богом). Бог ценит не бездумное повиновение, а сознательный выбор человека. Каждый наделён разумом (способностью выбора) – значит, каждый может отличить плохое от хорошего (в том числе, и в печати).Свобода печати, как испытание добродетели.
2) Цензура на печать не оградит людей от вредных идей. Они передаются и устно. Помимо книг много других источников => печатная цензура бесполезна.
3) Цензура представляет опасность для развития науки, цензура унижает учёных. Цензура – проявление неуважения ко всей нации: Мильтон вступает в диалог с воображаемыми оппонентами (сторонниками цензуры) и доводит их идею до абсурда: давайте запретим все, что приносит удовольствие (музыку, танцы и т.п.).
4) Если человек не может отличить хорошее от плохого, то почему для цензоров делается исключение (они же тоже люди).
5) Часто ссылается на Библию, пытается разобраться в том, как цензура возникла. Цензуре противопоставляет культуру (ограничения, которые разумный человек налагает на себя добровольно, чтобы жить в социуме).
Тип обращения к адресату – восхваление (парламент = ареопаг), по модели речи Исократа; сложный синтаксис, речь в традициях ораторского искусства античности.
Парламент не прислушался к доводам Мильтона, цензура не была отменена. Однако, эссе получило широкий отклик в Европе и стало один из первых манифестов либертарианской концепции печати, основанной на признании разумности человека, законности его естественных прав и свободы воли.
Главная цель средств массовой информации (согласно этой теории) – помогать найти истину и способствовать разрешению политических и социальных проблем, представляя все факты и мнения как основу для нахождения их решения. Существенное условие для этого – свобода от контроля и давления правительства. Аудиторию позволительно снабжать информацией и мнениями, часть из которых может быть правдивой, другая – ложной, а третья содержать и то, и другое. При этом публика «переваривает» всю информацию, отвергает то, что противоречит общественным интересам и принимает то, что служит интересам личности и всего общества. Каждый, у кого есть что сказать, имеет возможность высказаться, независимо от того, правильно его мнение или ложно, – это может решить только публика. Сторонники л. теории – против государственной поддержки СМИ, поскольку это ведет к контролю содержания журналистских материалов.
Забавно, что после того, как гражданская война закончилась казнью Карла I и провозглашением республики, Мильтон сам 3 года занимал должность правительственного секретаря и выполнял обязанности цензора. Предварительная цензура исчезла в Англии после "Славной революции" 1688 г. В 1689 г. был принят "Билль о правах", а в 1694 г. отменен, а точнее, не продлен "Licencing Act" ("Закон о цензуре"). Стало возможным издавать печатную продукцию без предварительной цензуры.