Когда на материке началась реформация, в Англии царствовал Генрих VIII из династии Тюдоров (1509-1547). Этот король лично выступил против Лютера, отца реформации; он издал 9 списков запрещенных книг, между которыми 22 названия были связаны с именем Лютера. Энергичной борьбой с протестантизмом он заслужил титул «защитника веры», данный ему Папой. В 1530 г. в Англии последовало первое королевское распоряжение, в силу которого все богословские книги, прежде выхода их в свет, должны были представляться на рассмотрение епископа. Четыре года спустя парламентским статутом был воспрещен ввоз книг из заграницы. Тогда же состоялось распоряжение, в силу которого собственники еретических и изменнических сочинений признавались мятежниками и предавались чрезвычайному суду.
Эдуарду VI наследовала старшая сестра его Мария Кровавая (1553-1558), дочь Генриха VIII и Марии Арагонской. Она получила от своей матери строго католическое воспитание, вступила в брак с фанатиком католицизма Филиппом Испанским. Не удивительно, что при ней началась ломка новой епископальной церкви и возвращение к католицизму. В Англии запылали костры, на которых сжигались не желавшие обратиться к католицизму. За три с половиной года гонений она сожгла и повесила до 300 человек. Орудием преследования религиозной мысли при ней была Компания типографщиков, возникшая в 1556 г. Этой Компании было предоставлено монопольное право печатать и продавать книги. Во главе Компании стояли директор и несколько старшин, которые вели особые книги, куда вносили каждое вышедшее из печати и разрешенное цензурой издание.
|
|
Марии Кровавой наследовала другая дочь Генриха VIII от Анны Болейн, Елизавета (1558—1603). Она внутренне более сочувствовала католицизму, чем епископальной церкви, но, ввиду того что католики не признавали брака ее матери с Генрихом VIII, она восстановила англиканскую церковь и, с целью охранения последней от нападок со стороны католиков, все дела печати вверила Звездной Палате, возникшей еще при Генрихе VII в 1488 г. В самом начале своего царствования (1559 г.) она распорядилась издать указ о том, чтобы книги и летучие листки не печатались без разрешения Звездной Палаты или епископа. Мало-помалу все дела печати были сосредоточены в Комитете Королевского Совета. К наиболее выдающимся памятникам деятельности этого Комитета, или так называемой Звездной Палаты, нужно отнести ордонанс 1585 г., представляющий первую попытку разносторонней регламентации всех отраслей печатного промысла. Под угрозой трехмесячного тюремного заключения ордонансом воспрещалось печатать что-либо без предварительного одобрения архиепископа Кентерберийского или епископа Лондонского и главных судей. Что касается типографий, то эти заведения разрешено было содержать только в трех больших городах: Лондоне, Оксфорде и Кембридже. Надзор за деятельностью типографий был поручен уже известной Компании типографщиков, которая получила широкие полномочия производить обыски с целью конфискации изданий, выпущенных с нарушением установленных правил, а также право арестовывать виновных. Было воспрещено не только печатать и продавать не просмотренные цензурой произведения, но даже покупать их и вообще иметь. Каждый типографщик, под угрозой годового тюремного заключения, обязывался заявить Компании о числе своих типографских станков. Ни одна типография не могла возникнуть вновь без разрешения высшей духовной власти. С целью ограничения контингента лиц, занимающихся типографским промыслом, типографщики, работавшие менее 6 месяцев до времени издания ордонанса, исключались из списка и лишались права на продолжение своих профессиональных занятий. Что же касается пополнения числа оставшихся, то это производилось по выбору Компании типографщиков и с одобрения духовной власти.
|
|
Компания типографщиков казалась надежным фильтром против еретических произведений текущего, так сказать, производства. Но помимо этих изданий в обращении находилось множество старых сочинений, против которых правительство также не преминуло принять меры. В 1589 г. была объявлена королевская прокламация против мятежнических и еретических книг. На основании прокламации, все имеющие сочинения, оскорбительные для порядка и организации англиканской церкви, ее обычаев и обрядов, обязаны были в самом непродолжительном времени представлять их епископу. Действию этого закона нужно приписать редкость пуританских памфлетов того времени.