Вклад И. Сеченова и И.П. Павлова в развитие отечественной психологии

33. Культурно-исторический подход в психологии (Л.С. Выготского).

Школы отчественной дифференциальной психологии (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын; Б.Г. Ананьев; В.С. Мерлин; и др.).

35. Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций была разработана Львом Семеновичем Выготским (1896 - 1934). Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С. Выготский начал свое исследование там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимым для нее вопросами: она не смогла объяснить феномен сознания человека. Фундаментальная идея Выготского - о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово).

У человека есть 2 линии развития: 1) натуральная; 2) культурная (историческая).

Натуральная линия развития - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения.

При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.

1. НПФ - натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.

2. ВПФ - культурные, социальные; - результат исторического развития: абстрактное.мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.

ВПФ – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются их

Отечественная психология в 20-40-е годы XX века (А.Р. Лурия, Б.М. Теплов, К.Н.Корнилов, Н.А.Рыбников, А.А.Смирнов, Н.И.Жинкин и др.).

Главная задача- построение марксисткой, советской психологии.

Ведущие учения:

Учение о поведении- Сеченов

Педология и психотехника

Павлов: создал учение о высшей нервной деятельности живых существ

Лурия: проблема взаимосвязи личности и культуры, разработал теорию организации и развития психической деятельности. Изучал аффективные реакции человека на стрессовые ситуации. Разработал нейропсихологию.

Смирнов: занимался психологией запоминания(произвольное/непроизвольное). Занимался историей отечественной психологии.

Теплов: исследовал восприятие. Изучал индивидуально-психологические различия в разных видах деятельности. Разграничил задатки как природные предпосылки становления способностей, и сами способности как психические качества. Выделил одаренность как сочетание способностей для успешной деятельности. Основал школу дифферинциальной психофизиологии.

Корнилов: предложил новую методологию, ориентированную на изучение «динамических аспектов» реакции. Сконструировал «динамоскоп». Классифицировал реакции человека (натуральная, мускульная, сенсорная, различения, выбора, узнавания, ассоциативная). Главное достижение: эксперементальная психология перстала быть только схоластической.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: