double arrow

Аспекты деиндивидуализации личности

Вместе с тем современная массово-коммуникационная практика, по-нашему мнению, с настоятельностью требует анализа и факторов, препятствующих органи­зации диалоговых отношений СМИ и аудитории. Речь в первую очередь должна идти о массово-коммуникационных аспектах деиндивидуализации личности. Она нахо­дит выражение, как показывают наши исследования, в следующих формах.

«Мазохистская» зависимость от СМИ. Человек избавлен от принятия ре­шений, их ему диктуют со страниц периодики, с экрана телевизора, из динамика

радиоприемника. Происходит это потому, что он в новых обстоятельствах жизни или по складу своего характера «ведомый» и все больше и больше испытывает чув­ство беспомощности, социальной неполноценности. Он даже получает определен­ное удовольствие от того, что кто-то за него принимает решения, берет на себя тем самым ответственность за судьбу — его личную или целого поколения.

* Типологизированный конформизм. Индивид перестает быть собой и постепен­но усваивает тип личности, предлагаемый (навязываемый) ему массово-коммуни­кационным шаблоном. Какое-то время действия могут осуществляться сознатель­но, затем переходят в автоматическое поведение. Фромм называл подобный кон­формизм автоматизирующим. Причем человек уверен, что это сам он принимает решения, выбирает стиль поведения, реагирования или, допустим, творческий по­черк и т.п. Псевдомышление, псевдоэмоции, псевдочувства — одни из главных ха­рактерных черт «типологизированной» личности.

* Игрореализация. Как известно, Фрейд указывал на две формы проявления бессознательного и изменения действительности, которые подходят к искусству ближе, чем сон и невроз: детскую игру и фантазии наяву. Как нам кажется, с опре­деленными, конечно, оговорками, но можно говорить о том, что журналистика как форма отражения действительности развивается по тем же законам, что и художе­ственное творчество в целом. Таким образом, продукция СМИ для аудитории и для самого журналиста является своеобразным «сном наяву» — то есть средством удовлетворения неудовлетворенных и неосуществленных желаний, которые в дей­ствительной жизни не получили осуществления. Поэтому понятными становятся необъяснимые на первый взгляд пристрастия тех или иных людей к журналист­ским текстам определенной тематики, изобразительному материалу или, допустим, фильмам. Как дети в игре «дочки-матери» представляют себя выполняющими ка­кие-то ролевые обязанности, так и они в процессе восприятия продукции СМИ или воссоздания с помощью определенных творческих методов осознают себя их соучастниками.

* Творческая аффектация. Данная форма деиндивидуализации личности на­ходит выражение в определенных асоциальных проявлениях. Например, в форми­ровании манипуляторского типа личности, в желании человека с помощью СМИ хотя бы на короткое время обрести власть над людьми, поставить их в зависимость от себя, заставить ужаснуться, испугаться, страдать и т. д. Неестественное творчес­кое возбуждение нередко обусловлено подсознательными чувствами обиды, соб­ственного бессилия, местью или является своеобразным доказательством чего-то кому-то.

Таким образом, суть «психологического > аспекта проблемы организации диа­логовых отношений между СМИ и их аудиторией можно сформулировать следу­ющим образом: когда человек живет в ладу с собой — его не преследуют комплексу -алъные переживания; при создании и при потреблении продукции средств массовой информации ему достаточно опоры на собственные силы и он старается избегать жестких стереотипов, социально-политических клише, различного рода самоцель­ных административных схем, якобы упорядочивающих действительность.

Логично возникает вопрос — но ведь могут возникнуть препятствия, «фильт­ры» и не только физиологического или психологического характера? В данном слу-

чае речь может идти, в частности, о таком понятии, как толерантность, имеющим практическое воплощение и в повседневной деятельности масс-медиа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: