Единство воспитания и обучения

Условием такого единства является общий подход к отбору мате­риала и организации воспитания и обучения. При этом необходима максимальная реализация тех возможностей ребенка, которые форми­руются и проявляются в специфически «детских» видах деятельности. Такая реализация предполагает обогащение содержания и форм дет­ской деятельности, что достигается с помощью особых средств.

Выработка подобных средств и широкая их апробация в реаль­ной практике детского сада образуют актуальнейшую задачу совре­менной дошкольной педагогики и психологии.

В основе— идея обогащения духовного мира ребенка, насыще­ния его жизни яркими, необычными, интересными событиями— делами, встречами, играми, приключениями.

Большую роль в этом играет искусство. Жизнь ребенка должна протекать в мире искусства, во всем его разнообразии и богатстве. Ничто не может сравниваться с ним по силе воздействия на расту­щего человека. Искусство является уникальным средством форми­рования важнейших сторон психической жизни— эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих спо­собностей. Именно в дошкольном детстве закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, появляется по­требность в художественной деятельности. В связи с этим необходи­мо насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, театра, танца. Важно обогащать формы ознакомления де­тей с искусством, включать его в повседневную жизнь, создавать условия для детского эстетического творчества.

Обогащение духовного мира ребенка базируется на следующих положениях:

Открывающаяся перспектива. Дошкольники приобретают но­вые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает детей строить догадки, выдвигать гипоте­зы, активизировать потребность движения ко все новым знаниям.

«Равноценность представленности основных сфер». Согласно этому принципу каждому ребенку должны быть предоставлены равные возможности для освоения основных сфер жизнедеятельно­сти («природа», «рукотворный мир», «общество»,«я сам»).

«Свободный выбор». Если воспитатель стремится что-то вну­шить ребенку (те или иные взгляды, ориентации, вкусы), то это должно иметь прямое отношение к формированию базиса личност­ной культуры. За пределами этой задачи ребенку ничего не вменяют в обязанность, ничего не внушают. Он располагает правом самоопре­деления, свободного выбора (что, как и с кем он будет делать и т.п.).

Общей основой воспитания и обучения в детском саду является овладение речью.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения род­ным языком не достигнут к5—6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специаль­но спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и кол­лективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих си­туациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания ре­чи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспе­чены возможности выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решение общей задачи— в таких играх у детей развиваются способности выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

Развитие родной речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования лич­ности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развити­ем, является приоритетным в языковом воспитании и обучении до­школьников.

Важно обучать дошкольников в национальных и многонацио­нальных детских садах русскому языку как языку межнациональ­ного общения, а также детей некоренной национальности национальному языку данной республики. Проблема языкового развития становится комплексной. Важно разработать единый цикл языко­вого развития детей в рамках более общего цикла гуманитарного воспитания и обучения.

Описанные условия создают благоприятную ситуацию для вос­питания начал интернационализма, которое предполагает как об­щение детей разных национальностей в пределах детского сада, так и специальное ознакомление с жизнью других народов.

В детстве положительное отношение к народам мира, интернацио­нальные чувства закладываются через выделение в национальном об­щечеловеческого начала: основной путь воспитания здесь— это про­движение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной куль­туре— танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам. При этом нельзя ставить акцент на национальных особенностях в ущерб идее общности всех людей на планете. Детям полезно дать элементы этно­графических и этнопсихологических представлений (используя слай­ды, кинофильмы о разнообразии человеческих рас и национально­стей). Следует формировать у них представление о многообразии чело­веческих языков одновременно с положительным отношением к ним.

При формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личности, как воображе­ние и основанное на нем творчество, произвольность в виде способ­ности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действовать в мире.

Воображение— основа активного участия ребенка в разных ви­дах деятельности: предметно-практической, игровой, коммуника­тивной, эстетической и т.д. Оно включается в состав уже исходных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного), са­мосознания (образ «я», самооценка и др.), отношений к другому че­ловеку (сопереживание, сочувствие, понимание). Достаточно разви­тое воображение позволяет ребенку преодолевать сложившиеся сте­реотипы собственных игровых действий, ролевые позиции, строить новые сюжеты игры. На основе воображения у детей складываются первые проявления творческого отношения к действительности.

Творчество детей дошкольного возраста хотя и выступает еще в неразвитой форме, однако, содержит в себе важные качества, кото­рые создают возможность самостоятельно выходить детям за преде­лы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый продукт— оригинальный рисунок, новую сказку и т.п.

Творческий процесс— это качественный переход от уже извест­ного к новому и неизвестному. У детей дошкольного возраста это поиск другого сочетания красок и форм в изобразительной деятель­ности, новых способов в процессе конструирования, сюжетных ли­ний при сочинении рассказа и сказки, мелодий в музыкальной дея­тельности. Высокая динамичность, гибкость поисковой деятельно­сти способствуют получению ими оригинальных результатов при выполнении различных видов деятельности. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития сме­лости и свободы детского восприятия и мышления.

Произвольность расширяет возможности ребенка сообразовы­вать свое поведение с собственными побуждениями и побуждениями других людей. Особое значение при этом приобретает не только под­чинение готовым правилам, но и конструирование новых правил, готовность принимать задачи взрослого и выдвигать собственные. Все это обусловливает развитие потребности быть активным, позна­вать и преобразовывать мир, оказывать влияние на других людей и самого себя. Потребность чувствовать себя активной личностью вы­ражается у ребенка стремлением быть непохожим на других, обна­руживать самостоятельность поведения, делать по-своему и быть значимым для других людей. Являясь стержнем личности, творчес­кое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать образуют совершенно особую систему: они самоценны и в то же время не могут существовать друг без друга; они не сводимы к другим результатам педагогических воздействий и в то же время обусловлены ими; они выражают своеобразие, неповторимость рас­тущего человека и в то же время основаны на его общности с други­ми людьми. Зарождается индивидуальность ребенка. Складывается собственно межличностное отношение в контакте между детьми и взрослыми, не сводимое к реализации каких-либо специальных вос­питательных задач или дидактических целей, формируется отноше­ние полноценного общения и сотрудничества. Развитие индивиду­альности каждого ребенка и духовно-эмоциональных контактов между ним и взрослым, а также с другими детьми требует сущест­венного обновления характера организации жизни ребенка в дет­ском саду, построения условий для свободного, не стесненного инст­рукциями общения, для раскрепощения личности ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: