Обучение дошкольников

В рамках личностно ориентированного подхода должны быть осмыслены также содержание и принципы обучения. Обычно под обучением понимается передача знаний, умений и навыков, что подразумевает определенный уровень «зрелости» тех психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, произволь­ность и др.), без которых невозможно освоение. Такая по существу «школьная» модель обучения представлена в дошкольном возрас­те, что неправомерно. От обучения знаниям, умениям и навыкам следует перейти к обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизни. Взрослые передают ребенку выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Овладение ими и ведет к развитию специфически человеческих способностей.

Формирование культуры познания. По мере расширения ори­ентировки ребенка в природных явлениях он овладевает представ­лениями о живом и неживом, о причине и следствии, о пространст­ве и времени и др. Знакомясь с предметами, созданными руками человека, он начинает отличать искусственное от природного, краси­вое от безобразного, реальное от воображаемого и т.п.

Мир человеческих отношений раскрывается ребенку в пред­ставлениях о добре и зле, о своем и чужом, о правде и лжи, о спра­ведливости и несправедливости и т.д.

Свой внутренний мир, свои возрастающие возможности рас­крываются для ребенка в представлениях о желаемом и возмож­ном, о том, что значит думать, предполагать, знать и др.

Здесь — истоки рождения высших психических функций, зре­лые формы которых появляются позже, в школьные годы.

Рождаются новые формы мировосприятия, элементы произ­вольности в решении познавательных задач, интерес к познанию, что в целом образует культуру познания.

Формирование деятельно-практического отношения к миру (волевой культуры). Здесь ребенок приобщается к тем социально выработанным формам активности, которые образуют способы на­правленного преобразования мира— способы постановки цели (целеполагание), выбора средств и определения очередности и последо­вательности их применения (планирование), прогнозирования воз­можных эффектов действий. Ребенок учится преодолевать труднос­ти, контролировать выполнение действий, оценивать результаты.

Конечно, все эти действия, характеризующие высокий уровень произвольности поведения, свойственные зрелой личности, только начинают формироваться в дошкольном возрасте. Они выступают в своих начальных формах и, главное, еще не представляют собой це­лостной системы, определяющей поведение ребенка.

Обучение основам целеполагания, планирования, прогнозиро­вания, контроля и оценки результатов и их последствий осуществ­ляется через сочетание игровых и неигровых моментов; распреде­ление функций между взрослыми и детьми.

Одним из наиболее эффективных средств формирования произ­вольности в дошкольном возрасте являются игры с правилами, ко­торые организуют, регулируют действия ребенка, ограничивают его спонтанную, импульсивную активность. Правила игры стано­вятся той «точкой опоры», с которой можно сопоставить свои дей­ствия, осознать и оценить их. Осознавая правила игры, дети начи­нают подчинять им свои собственные действия.

В результате складываются предпосылки возникновения по­знавательной, волевой и эмоциональной саморегуляции.

Формирование культуры чувств. Цель обучения в данном слу­чае— согласование рождающихся у ребенка эмоций с социально заданными формами эмоциональных переживаний и проявлений взрослых. Приобщаясь к миру других людей, сопереживая им и подражая их поведению, ребенок открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих отноше­ние к окружающему.

Ребенок, таким образом, впервые начинает переживать радость познания, красоту труда, природы, произведений искусства, гор­дость за свой успех. Осваивается язык эмоций.

Обогащается регистр человеческих переживаний, их осознание и потребность в овладении собственными эмоциями, т.е. рождается культура чувств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: