В начале ХIХ в. инициатором преобразований в сфере государственной власти и социальных отношений выступил император Александр I (1801–1825). 12 марта 1801 г. в манифесте о восшествии на престол Александр I объявил, что будет управлять страной по законам Екатерины II. Вскоре он объявил амнистию, возвратил на службу офицеров и чиновников, уволенных Павлом, подтвердил Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г. Были запрещены пытки при допросах, был разрешен свободный въезд и выезд из России, ввоз любых иностранных книг. Открылись частные типографии. Отношения с Великобританией были восстановлены.
В 1801 г. для подготовки и обсуждения проектов государственных преобразований при императоре сложился Негласный комитет. Он не имел официального статуса государственного учреждения, но в первые годы правления Александра I оказал большое влияние на его политику. В Негласный комитет вошли ближайшие друзья императора – П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, А.А. Чарторыский. Все они были сторонниками конституционных форм правления. В 1803 г. был издан Указ о вольных хлебопашцах. В соответствии с ним землевладельцы могли за выкуп отпускать на волю крепостных крестьян, дав им землю. Такой крестьянин переходил в разряд «свободных хлебопашцев», землей которых казна уже не могла распоряжаться, в отличие от земли государственных крестьян. Указ о вольных хлебопашцах не получил широкого распространения. С 1803 г. по 1861 г. по этому Указу землевладельцы отпустили на волю около 150 тысяч крестьян. Указы 1804–1805 гг. ограничили крепостное право в Прибалтике. Запрещалась продажа крестьян без земли. По мнению членов Негласного комитета, главным препятствием для полной отмены крепостного права являлся недостаточный уровень просвещения. В первые годы правления Александра I правительство уделило основное внимание решению этой проблемы.
|
|
В 1803 г. появилось новое Положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ на всех ступенях. Была расширена сеть высших и средних учебных заведений. Открыли 5 новых университетов. Университетский устав 1804 г. закрепил автономию университетов.
Манифестом от 1802 г. вместо устаревшей системы коллегий учреждалось 8 министерств. Министерства управлялись по принципу единоначалия, а назначаемые императором министры были ответственны перед ним и Сенатом. Министры входили в состав Сената и имели право личного доклада императору.
В 1808–1812 гг. подготовка проектов переустройства государственной системы управления была сосредоточена в Министерстве внутренних дел и шла под руководством М.М. Сперанского, который был статс-секретарем Александра I. В 1809 г. он представил императору проект государственных преобразований. В своём проекте М.М. Сперанский рекомендовал для предотвращения возможных революционных потрясений придать самодержавию внешние формы конституционной монархии.
|
|
Проект М.М. Сперанского предусматривал разделение властей. Высшим законодательным органом становилась Государственная дума, которая руководила сетью волостных, окружных и губернских дум. Координировать законодательную, исполнительную и судебную власть должен был Государственный совет во главе с императором, который назначал его членов. Мнение Государственного совета, подтвержденное императором, становилось законом. Высшим судебным органом объявлялся Сенат. Реальная государственная власть, таким образом, оставалась в руках монарха. Александр I одобрил проект М.М. Сперанского, но полностью
осуществить его не решился.
В 1810 г. был учрежден Государственный совет. В отличие от проекта М.М. Сперанского, он стал совещательным органом при императоре.
Преобразования М.М. Сперанского вызвали недовольство дворянства. В марте 1812 г. он был обвинен в шпионаже в пользу Франции, отстранен от дел и без суда выслан сначала в Нижний Новгород, а затем в Пермь.
Летом 1804 г. Россия разорвала отношения с Францией. К лету 1805 г. образовалась 3-я антифранцузская коалиция, в которую вошли Австрия, Великобритания, Королевство обеих Сицилий, Россия и Швеция.
20 ноября 1805 г. русская армия с союзниками потерпела поражение в генеральном сражении при Аустерлице. В 1806 г. произошло сражение при Прейсиш-Эйлау, которое не принесло успеха ни одной из сторон. В июне 1807 г. французские войска одержали победу в сражении под Фридландом. В июне 1807 г. Россия и Франция подписали Тильзитский мирный договор и союзный трактат против Великобритании. Это была первая встреча Александра I и Наполеона. Россия, признав вновь образованное Великое герцогство Варшавское, получила Белостокскую область. Александр I вынужден был с 1808 г. присоединиться к Континентальной блокаде против Великобритании, которая была главным торговым партнером России. Отдельным актом был оформлен наступательно-оборонительный русско-французский союз. В 1804 г. из-за спорных территорий началась русско-иранская война. В ходе кампании 1804–1806 гг. Россия заняла ханства к северу от реки Аракс – Бакинское, Кубинское, Гянджинское и Дербентское. Переход территорий этих ханств к России был закреплен в Гюлистанском мирном договоре 1813 г.
В ходе русско-турецкой войны 1806–1812 гг. в Дарданелльском и Афонском морских сражениях в 1807 г. русский флот разгромил турецкую эскадру. В 1811 г. вновь назначенный главнокомандующим генерал М.И. Кутузов одержал решительную победу при Рущуке. В 1812 г. был подписан Бухарестский мирный договор. Турция уступала России Бессарабию, создавалось автономное Сербское княжество. Бухарестский мир обеспечил нейтралитет Турции во время войны 1812 г. с Францией.
Русско-шведская война 1808–1809 гг. была последней войной в истории отношений этих государств. Результатом её стало подписание Фридрихсгамского мирного договора, по которому вся Финляндия вместе с Аландскими островами на правах великого княжества вошла в состав России. Швеция примкнула к Континентальной блокаде, расторгнув союз с Великобританией.