Санитарная культура древних цивилизаций

Культура санитарная

- совокупность специфических форм человеческой деятельности, направленных на сохранение здоровья, предупреждение распространения болезней, поддержание жизнеспособности популяции, сформировавшаяся на основе постепенного накопления функционально полезных норм и ценностей и закрепившаяся в общественной практике и сознании общества. Санитарная культура в обществе представлена материальными предметами (водопровод, канализация, медицинская литература и пр.); социальными установлениями (институтами, традициями); духовными ценностями (высшая ценность в большинстве цивилизаций — человеческая жизнь). Санитарная культура влияет на стиль жизни людей, включающий образ мышления, верования, характер поведения, обычаи, ритуалы, рациональные правила и нормы поведения, что обеспечивает благоприятный для здоровья режим жизни (условия проживания и безопасные виды деятельности). Формируется санитарная культура путем суммирования опыта многих поколений, в результате материальной и духовной деятельности всех классов, групп и личностей, составляющих общество. Она является составной частью общей культуры человечества.

Корни санитарной культуры уходят в глубокую старину. Уже древние цивилизации столкнулись с проблемами перенаселенности отдельных местностей, например, городов и связанной со скученностью населения, опасностью распространения инфекционных заболеваний. Это привело к пониманию необходимости удаления отходов жизнедеятельности в древних городах, недопущения загрязнения отходами источников питьевой воды, важности контроля за качеством продуктов питания. Эмпирический опыт различных народов находил свое отражение в религиозных запретах и табу. Так, у северных племен охотников на морского зверя — строгое табу на употребление в пищу печени белого медведя, как способ защиты от гипервитаминоза А; запрет на употребление свинины у евреев и арабов — как профилактическая мера против трихинеллеза. В условия жаркого климата и интенсивной запыленности воздуха степей и полупустынь Ближнего Востока серьезной гигиенической мерой было обрезание, получившее статус важнейшего религиозного обряда в иудаизме и мусульманстве. Здоровье человека и его зависимость от условий жизни во все времена были сферой повышенного интереса. Внучке Владимира Мономаха Евпраксии (XII в.) принадлежит медицинский трактат, состоящий из 29 глав, в том числе «Об образе жизни в разные времена года», «О пище, питье, сне и покое» и пр. Загрязнение окружающей среды, которое с момента появления первых городов было их несчастьем, нашло отражение в средневековом законодательстве. Так, в 1382 году во Франции согласно эдикту Карла VI было запрещено выпускать в Париже дым «тошнотворный и дурно пахнущий». В Англии в XVII веке был издан указ, запрещающий лондонцам разжигать огонь в каминах во время сессий парламента, чтобы защитить парламентариев от смога. Культурной нормой сначала у представителей высших классов, а потом и всего населения стало обязательное соблюдение личной гигиены, ставшее важным шагом в профилактике инфекционных заболеваний.

Обобщая и творчески переосмысливая свой опыт, люди постепенно приходили к правильному убеждению о необходимости соблюдения санитарных правил жизнедеятельности и по мере накопления новых знаний о здоровье эти правила меняли. Так, на заре цивилизации полезным считалось обильное питание высококачественными продуктами, умеренно интенсивный труд, достаточный сон. Впоследствии появились требования разнообразить набор пищевых продуктов и блюд, чередовать отдых и труд в течение дня. К этому вынуждали участившиеся болезни (атеросклероз, подагра, сахарный диабет и др.). В дальнейшем биохимия и клиника раскрыли механизмы возникновения этих болезней при однообразном избыточном питании жирной, мясной или богатой сахаром пищей, а физиология труда — механизмы развития утомления и возможность его торможения короткими, но частыми и своевременными перерывами на отдых. Была доказана и предпочтительность активного отдыха (переключение на другой вид деятельности) как более эффективного по сравнению с пассивным.

Впоследствии представление о нормах санитарной культуры пополнились требованиями о согласованности режима жизнедеятельности с ритмами живой и неживой природы — к этому принуждал опыт возникновения десинхронозов (болезней, обусловленных ломкой природных биоритмов организма). По мере развития гигиены санитарная культура пополнялась требованиями и рекомендациями наук гигиенического профиля. В последние десятилетия санитарная культура стала формироваться под сильным влиянием санитарно-просветительной деятельности специалистов в различных областях лечебной и профилактической медицины. Огромную роль в этом играют средства массовой информации. Пропаганда здорового образа жизни стала важной составной частью санитарной культуры.

Печальный опыт небрежного отношения к окружающей среде и изучение заболеваний, вызванных химическим загрязнением, шумом, вибрацией, электромагнитными излучениями, радиацией и т.д., способствовали пониманию необходимости интеграции понятий экологическая культура и санитарная культура. Обе эти важные составные части общей культуры тесно связаны между собой и требуют санитарно-экологической целесообразности хозяйственной и бытовой деятельности человека относительно атмосферного воздуха, природных вод, почвенного покрова, растений и животных.

Для формирования у населения санитарной культуры необходимы совместные действия органов и учреждений здравоохранения, просвещения, культуры и др. Внедрение основных элементов гигиенического поведения, осознания необходимости соблюдать нормы и правила здорового образа жизни, в случае необходимости обращаться за помощью к врачам и строго следовать их предписания, выполнять необходимые санитарно-эпидемиологические меры для достижения наиболее высокого уровня индивидуального и общественного здоровья должно входить в систему дошкольного и школьного воспитания детей и подростков, отражаться в системе санитарного просвещения.

12.Медицина Древней Греции. Мифологические сюжеты медицинского характера.

В настоящее время наука не располагает письменными источниками сведений о медицине древнейшего в истории Греции и весьма развитого крито-микенского периода. Первые Греческие литературные памятники – эпические поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея” – являются практически единственными источниками сведений о древнегреческой медицине XII – VI вв. до н. э. О медицине классического периода истории Греции рассказывает выдающийся

памятник медицинской литературы “Гиппократов сборник”, составленный около III в. до н. э. В медицине Греции имелось два направления: народная и храмовая.

Народная медицина. Начала греческой медицины теряются в глубокой древности и, несомненно, связаны с медициной древних культур Востока: египетской, вавилонской, индийской. Гомеровский эпос дает некоторые представления об анатомических познаниях того времени и лечении ран. Вскрытия трупов в Древней Греции не производилось В произведениях Геродота также есть упоминания о врачевании болезней в Древней Греции и о влиянии климата на здоровье человека. Говоря о заразных болезнях, он объясняет их возникновение вполне естественными причинами, а никак не божественными Из сказанного ясно, что греческая медицина вышла не из храмов

Храмовая медицина. Развитие рабовладельческого строя в Древней Греции и укрепление его к VI в. до н. э. обусловило усиление позиций религии, что явилось ярким выражением классового расслоения общества. Именно к этому периоду истории Греции относится становление храмов, а вместе с ними и храмовой

медицины. В Древней Греции культ Асклепия был очень популярен. Античные авторы сообщают более чем о 300 храмах. Самым величественным из них считалось святилище Асклепия в Эпидавре, при раскопках которого обнаружены многочисленные архитектурные и письменные памятники, несущие обширную информацию о храмовой медицине Древней Греции. Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безнадежно

больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось. В трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы часто приглашали на помощь светских врачей. В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота В Древней Греции медицина была семейной профессией и передавалась от отца к сыну.В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них, была индивидуальна по своей философии.

Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н. э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1. организм есть единство противоположностей, 2. здоровый организм есть результат равновесия

противоположных сил, 3. противоположное излечивается противоположным.

Книдская медицинская школа заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение – есть причине большинства болезней. 2. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике.

Косская медицинская школа – главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э

1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой, 2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного, 3. развивала основы врачебной этики.

Миф:

четыре сцены, которые, как полагают ученые, иллюстрируют древний скифский миф о прародителе скифского народа Таргитае и трех его сыновьях: один из них выдержал испытание и натянул тетиву на отцовский лук; двое других потерпели неудачу, в результате чего сорвавшееся древко лука причинило одному из них повреждение в области левой части нижней челюсти (рис. 45), а другому — травму левой голени. Утверждать, что на куль-обском сосуде изображено удаление зуба (как предполагал в 1896 г. профессор Л. Ф. Змеев), в настоящее время з связи с последними историческими исследованиями не представляется возможным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: