В связи со сложностью и многообразием задач управления современными социально-экономическими системами значение социальной политики, равно как и ее важнейшей составляющей - кадровой политики выросло. Социальная политика - важнейшее направление деятельности, как государственной власти, так и крупных хозяйственно-промышленных систем.
Кадровая политика - это совокупность наиболее важных теоретических положений и принципов (принципиальные основы), официальных требований и практических мер, определяющих основные направления и содержание работы с персоналом, ее формы и методы в условиях развития социально-экономических процессов. Она определяет генеральное направление и основы работы с кадрами, общие и специфические требования к ним в сфере управления соответствующими объектами (государством, территориальными системами, организациями и т.д.).
Государственная кадровая политика должна быть:
Ø научно обоснованной, созидательной, учитывающей потребности государства в кадрах в переходный период, но в то же время определять последовательность и этапность решения стратегических задач. До последнего времени на государственную службу нередко приходили люди с «разрушительными», антикоммунистическими устремлениями, увлеченные популизмом, но не способные профессионально решать управленческие задачи. Государственная кадровая политика должна быть ориентирована на возрождение и устойчивое развитие России, на привлечение к государственной и муниципальной службе людей профессионально подготовленных, предприимчивых, с новаторскими созидательными устремлениями и мотивами;
|
|
Ø комплексной, базирующейся на единстве целей, принципов, форм, и методов работы с кадрами, учитывающей различные аспекты решения кадровых вопросов (экономические, социальные, политические, нравственные, социально-психологические и др.);
Ø единой для всей России, но в то же время многоуровневой (федеральной, региональной, местной), охватывающей весь кадровый корпус, многие кадровые процессы при различных механизмах и степени государственного воздействия на них;
Ø перспективной, имеющей упреждающий и опережающий характер, рассчитанной на формирование кадров первого десятилетия XXI века с учетом социального прогресса, в том числе изменения содержания и характера труда чиновников;
Ø демократической по целям, социальной базе и механизму решения кадровых проблем;
Ø духовно-нравственной, воспитывающей в каждом работнике, особенно в государственном служащем, человеколюбие, честность, убежденность в правоте и гражданскую ответственность за порученное дело и личное поведение;
|
|
Ø правовой, осуществляемой в рамках и на основе закона, создающего правовые гарантии объективного и справедливого решения кадровых вопросов.
Кадровая политика существовала с тех пор, как люди осознали потребность властвования, власти. С тех пор кадровая политика начинает выполнять функцию инструмента власти. Это ее исторически первая форма, в содержании которой преобладают элементы стихийности. Однако потребность в содержании кадровой политики меняется по мере развития и разделения труда и в обществе, и в государственном управлении. И речь уже идет не о том, есть ли кадровая политика или ее нет. Она существовала издавна. Речь должна идти о том, какова эта политика, насколько она адекватна задачам общественного развития, общенациональным интересам, а не пришедшим к власти политическим силам, насколько сориентирована эта политика на рациональное включение людей в сферу трудовой деятельности в соответствии с их способностями.
Научно-обоснованная кадровая политика не является исключительно инструментом власти. Это деятельность, детерминированная объективным процессом усложнения труда, обретения им профессионального характера, развитием общественных процессов и самого человека.
Большое влияние на кадровую политику оказывают макроэкономические факторы:
v жесткость кредитно-денежной политики,
v динамика объемов производства,
v свертывание убыточных производств,
v процессы приватизации и акционирования,
v структурные изменения в производстве;
внутриэкономические проблемы:
v спад производства,
v снижение его эффективности,
v растущая безработица,
v натурализация хозяйственных связей,
v кризисы в сфере платежей,
v уровень падения доходов населения и другие.
Ранее существовавшая система централизованно-плановой экономики во многом искажала структуры цен, способствовала неэффективному распределению ресурсов, создавала благоприятные условия для нерентабельных убыточных хозяйств. Снижение степени экономического вмешательства государства в реализацию экономической самостоятельности предприятий привело к усилению требований к кадровому потенциалу этих предприятий.
Важное место в реализации кадровой политики отводится преодолению реальных противоречий между:
1. правами граждан и интересами государства;
2. потребностью в стабилизации кадрового потенциала и актуальностью его постоянного обновления;
3. необходимостью жесткой регламентации порядка исполнения государственных должностей и творчески подходом к многообразию жизненных проявлений.
Огромное сдерживающее воздействие на реализацию всех составляющих государственной политики оказывает отсутствие опытного, профессионально подготовленного, квалифицированного персонала для работы с рыночными организациями. В ходе экспертных опросов установлено, что такие основные понятия, как исследование рынка труда, маркетинг рабочей силы, организационное поведение, креативный менеджмент и другие незнакомо большинству экспертов регионального уровня.