Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского

В смысл культурно-исторического, по Л. С. Выготскому, входит анализ структур взаимодействия личности с окружающей средой и развитие личности.

Суть культурно-исторической теории можно сформулировать следующим образом:

* Основой психического развития человека является качественное изменение его социальной ситуации (или его деятельности).

* Всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание.

* Исходной формой деятельности является ее развернутое выполнение человеком во внешнем (социальном) плане.

* Психические новообразования, возникающие у человека, производны от интериоризации исходной формы его деятельности.

* Существенная роль в процессе интериоризации принадлежит различным знаковым системам.

* Важное значение в деятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве.

отличие от психики животных будет заключаться в использовании особых психологических орудий – знаков, которые перестраивают всю систему психических функций.

Знаки являются носителями определенных значений, представляющих собой обобщенное отражение действительности. От того, как человек обобщает различные содержания, будет зависеть строение его сознания.

Для Л. С. Выготского, значение выступает прежде всего как средство воздействия на самого себя, как то, что перестраивает психику и поведение человека в целом; психологическое орудие ничего не меняет в объекте. Благодаря овладению этими орудиями психические процессы человека приобретают произвольный характер, что проявляется, в первую очередь, в феноменах целенаправленности.

Выделенные характеристики сознания не остаются для Л. С. Выготского неизменными. Их развитие происходит в процессе овладения ребенком историческим и социальным опытом, который зафиксирован в предметах материальной и духовной культуры.

При анализе структуры сознания Л. С. Выготский (1984) разделял его системное и смысловое строение. Под системным строением он понимал сложную совокупность отношений отдельных функций между собой, специфичную для каждой возрастной ступени. Смысловое строение сознания рассматривал как характер обобщений, посредством которых совершается осмысление человеком мира. Появление системного и смыслового строения сознания Л. С. Выготский связывал с возникновением речи.

Личность, по мнению Л. С. Выготского, – образование, возникающее на сравнительно поздних этапах онтогенеза

29.Подход к проблемам личности С. Л. Рубинштейна (18891960)

Таблица 22


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: