У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а
также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в то же время в мотивации достижения отчетливо проявляется и вторая тенденция – мотивация избегания неудачи. В поведенческом плане она сопровождается стремлением детей избежать «двойки», страхом, тревожностью, низким мотивом получения высокой отметки, и, в целом, отрицательным отношением к учению.
Развитие самосознания младшего школьника
В возрасте семи–одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую
индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.
|
|
Школьная оценка влияет непосредственно на становление самооценки. Оценка успеваемости, по
существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.
Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое
Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста.
Школа и семья – внешние факторы развития самосознания. Его становление зависит и от развития
теоретического рефлексивного мышления. К концу младшего школьного возраста совершенствуется рефлексия – создаются новые возможности для формирования самооценки и личностных качеств.