В сфере обращения кредитных карточек

При организации обращения:

• проведение предварительной проверки персональных данных будущих владельцев пластиковых карточек и разработка рекомендаций для повышения надежности их хранения;

• проверка предполагаемых организаций-партнеров, предлагающих обслуживание клиентов банка по пластиковым карточкам;

• участие в разработке мер технологического характера, имеющих целью повысить надежность процедуры передачи информации платежной системы и идентификации владельца карточки;

• участие в разработке и обеспечении мер безопасности в процессе изготовления карточек и их рассылки (сохранности изготовленных карточек, их заготовок и расходных материалов);

• контроль за соблюдением требований по разделению уровней доступа к различным этапам изготовления карточек с целью предельно ограничить число лиц, осведомленных о вносимой в карточку ключевой информации;

• участие в разбирательстве по факту совершения незаконных операций с пластиковыми картами вне банка; в подготовке и публикации специального банковского реестра с номерами блокированных пластиковых карточек (стоп-листа);

• участие в разбирательстве по факту незаконных операций с пластиковыми картами непосредственно в подразделениях, осуществляющих выпуск пластиковых карточек и расчеты с их использованием.

При использовании карточек:

• выявление внешних признаков подделки (механические изменения, соответствие подписи на карточке подписи на платежной квитанции);

• проверка номера карточки по стоп-листу;

• установление личности предъявителя карточки.

При расчетах чеками:

1) проверка наличия на счете чекодателя суммы средств, указанной в чеке;

2) проверка подлинности и юридической силы чека путем:

• проверки отсутствия внешних признаков подчисток и исправлений;

• наличия на документе обязательных для чека реквизитов;

• сопоставления имеющихся в чеке реквизитов с реквизитами чековой карточки, выданной банком чекодателю одновременно с бланками чеков (номер лицевого счета чекодателя; наименование чекодателя — юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица, номер его счета);

• сличения суммы, на которую выписан чек, с суммой лимита, указанной на его оборотной стороне;

• сличения подписи чекодателя с образцом подписи, проставленной на чековой карточке;

3) проверка документов, удостоверяющих личность получателя и правомочия его участия в операции.

При расчетах платежными поручениями:

1) установление подлинности платежного поручения путем:

• проверки принадлежности организации, от имени которой было выписано платежное поручение, к числу клиентов банка;

• проверки факта направления в банк документа с указанным содержанием и реквизитами организацией, от имени которой он выписан;

• проверки каналов, по которым документ поступил в операционную систему банка;

• установления сотрудников банка, участвовавших в его получении и обработке;

• установления отсутствия внешних признаков подчисток и исправлений;

• проверки наличия на документе обязательных для платежного поручения реквизитов;

• сопоставления имеющихся в платежном поручении реквизитов с реквизитами плательщика (банка-плательщика) и получателя (банка-получателя);

2) проверка первичных документов, послуживших основанием для перевода денежных средств (договор, контракт). Сличение содержания этих документов с содержанием платежного поручения;

3) проверка представленных учредительных и личных документов будущего владельца счета, на который переводятся денежные средства, с целью предупредить зачисление похищаемых средств на счета лже-фирм и подставных лиц;

4) проведение служебных разбирательств по факту поступления неподтвержденных платежных поручений.

В сфере кассовых операций.

В целях организации деятельности кассового узла:

• участие в подготовке организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность кассы: положения о кассовом подразделении, приказов о назначении должностных лиц, ответственных за сохранность денежных средств и ценностей, договоров о полной и коллективной (бригадной) материальной ответственности;

• участие в организации технического укрепления кассового узла по соответствующим нормативам;

• участие в организации приема под охрану и передачи из-под охраны хранилища ценностей;

• участие в отборе персонала кассового узла;

• участие в обучении работников кассы приемам безопасной работы, систематическое информирование о наиболее распространенных и вновь выявленных уловках преступников;

• участие в проведении внутренних расследований по факту нарушения порядка функционирования кассы.

В целях выявления, предупреждения и пресечения хищений кассовой наличности:

1) лицами, не являющимися сотрудниками банка (с использованием поддельных денежных чеков).

Подлинность денежного чека устанавливается путем:

• проверки соблюдения порядка поступления чека в кассу (принятие чека непосредственно от получателя денег запрещается);

• проверки совпадения реквизитов чека с реквизитами отдельно поступившей контрольной марки к нему;

• выявления внешних признаков подчисток и исправлений;

• сопоставления реквизитов чека с реквизитами получателя денежной суммы.

Проверка личности получателя денежных сумм устанавливается путем:

• установления подлинности личных документов;

• установления соответствия данных личных документов реквизитам владельца счета;.

2) лицами из числа сотрудников банка:

• выявление подложных записей о принятии денег в кассовых и бухгалтерских документах;

• выявление подложных кассовых и бухгалтерских документов;

• выявление фактов похищения (уничтожения) кассовых и бухгалтерских документов;

• выявление расхождений между суммами, проставляемыми цифрами, и суммами, проставляемыми прописью, в приходном кассовом документе;

• выявление несоответствий между суммой, указанной в объявлении на взнос, суммой, внесенной в журнал по приходу и в квитанцию о приеме денег, выданную клиенту;

• выявление несоответствий в записи о поступлении денег в кассовом журнале записи в счетах клиентов, по которым должна проводиться конкретная операция;

• проверка наличия в денежных чеках необходимых реквизитов (подписей бухгалтера, кассира и клиента) и их соответствия имеющимся образцам;

• сличение данных о количестве поступивших в кассу денежных документов с аналогичными сведениями кассовых журналов операционных работников.

В целях выявления, предупреждения и пресечения хищений денежной наличности путем обсчета клиентов и контролирующего работника.

Выявление хищения денежных сумм, оприходованных по кассе путем установления:

• завышения в кассовых документах суммы денег, выданных клиенту;

• незаконного перевода денег с текущих или расчетных счетов клиентов на другие расчетные счета;

• незаконного получения по неучтенным чекам наличных денег с текущих или расчетных счетов клиентов;

• внесения подложных записей в подлинный денежный чек, предъявленный клиентом (исправлений и подчисток в денежном чеке и контрольной марке к нему);

• полностью подложных кассовых и бухгалтерских документов;

• расхождений между данными соответствующего лицевого счета клиента и суммой, указанной в денежном чеке и кассовом журнале по расходу.

В целях выявления, предупреждения и пресечения хищений кассовой наличности, совершаемых с текущих и расчетных счетов клиентов:

• выявление подложных записей в документах о проведении операций по безналичному расчету и сопутствующих им подложных записей в копиях платежных поручений, лицевых счетах клиентов, оборотных ведомостях по счетам;

• выявление подложных выписок о движении денежных средств на лицевом счете организации-клиента;

• выявление расхождений между кассовыми документами и счетами клиентов.

В целях выявления, предупреждения и пресечения хищений денежных сумм со специально созданных фиктивных счетов:

• выявление наличия банковских счетов на имя вымышленных владельцев;

• выявление фактов необоснованного зачисления на указанные счета денежных средств банка;

• выявление фиктивных расходных кассовых ордеров о снятии денежных сумм с указанных счетов;

• установление лиц, получающих денежные средства с указанных счетов.

В целях выявления, предупреждения и пресечения незаконного использование поступивших средств:

• выявление факта несвоевременного зачисления поступивших средств на счета клиентов;

• выявление фактов использовании не зачисленных на счет клиента денежных средств в интересах других лиц;

• выявление подложных кассовых документов, якобы свидетельствующих о внесении денег на счет клиента более поздним числом;

• выявление расхождений между записями о размере внесенной суммы (либо о дате внесения денег) в приходном кассовом журнале (книге учета принятых и выданных денег) и соответствующими записями в лицевых счетах клиентов;

• выявление расхождений между суммой начисления процентов, предусмотренных в договоре вклада, и реально начисленной суммой в лицевом счете клиента и в балансовом счете «Проценты, уплаченные физическим лицам по депозитам».


5.2. Действия в целях обеспечения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: