Журналистской ученической самодеятельности

Журнал, с момента возникновения, был особым и неоднозначным явлени­ем ученической самодеятельности и педагогической практики, вызывая проти­воречивое отношение и высказывания в педагогической прессе, выражавшие личные пристрастия и отражавшие методические и идеологические позиции авторов, а также процессы, происходившие в образовании, обусловленные ис­торическими реалиями России в целом.

Современник первого самодеятельного журнала Я.Я.Штелин писал: «В 1759году явился из типографии кадетского корпуса еженедельный листок, с разными переводами с немецкого и французского языков небольших статей, переведённых кадетами, которые упражнялись в языках. Намерение было не дурно; но дурно то, если всякую безделицу считают достойной печати».

Организованное в 1802 г. Министерство народного просвещения благожелательно относилось к самостоятельным литературным трудам учеников. В 1821г. Министерство утверждает предложение директора пензенских училищ об учреждении при пензенской гимназии «Христианских и литературных бесед». В положении отмечалось, что «Некоторые сочинения и переводы учителей, учеников и почётных посетителей могут со временем составить небольшуюкнигу...».

Со вступлением на пост министра народного просвещения С.С. Уварова, бывшего воспитанника Благородного пансиона при Московском университете и члена ученического пансионского литературного общества, литературные труды учеников стали более обращать на себя внимание учебного начальства. Так, итогом инспекторской поездки Уварова в Белорусский учебный округ явились вышедшие в 1839 г. «Опыты в русской словесности воспитанников гимназий Белорусского учебного округа», составившие том в 525 страниц. С 1839 г. начинается периодическое издание ученических литературных работ подобщим заглавием: «Труды воспитанников учебных заведений». Основное содержание составляют речи и стихи, произносившиеся учениками на торжест­венных актах учебных заведений. Печатание «Трудов» продолжалось в течение 15 лет лет, до 1853 года.

С.П. Незлобин, анализируя различные источники литературного ученического творчества, приходит к выводам, что российской гимназии 40-50х к XIX в. не была чужда склонность, во-первых, к философским и эстетическим вопросам, что отражало общий интерес передовой российской общест­венности этого времени; во-вторых, к занятиям историей; и, в-третьих, интерес к данным вопросам не исключал интереса к другим, большею частью, случайным вопросам, не связанным с воспитательными целями, что во многом зависело от состояния педагогики этого времени и применения её правил на практике. Директор воронежской гимназии М.П. Григоровский в марте 1896 года возбудил в педагогическом совете гимназии вопрос об издании при гимназии ученического платного печатного журнала. Министерство народного просвещения отказало в просьбе, разъяснив, что статьи учеников «для всякого мыслящегочитателя будут представляться ни чем иным, как ученическим литературным спортом». Журнал «Педагогический еженедельник» выразил цель, что «подобное издание... должно быть признано скорее вредным, чем полезным».

Водной из статей о школьных журналах значение журналов определяется тем, что они «заставят больше читать и вдумываться, дадут исход творчеству и самодеятельности, послужат для наставников средством ближе узнать способности,интересы, выбор чтения учащимися и т.п.».

Одним из выразителей мнения категорических противников журналов был Г.А. Янчевецкий, директор ревельской гимназии, редактор журнала «Гимназия", посвященного интересам и задачам классической школы. На русском языке, по мнению Янчевецкого, могли быть лишь стихотворные переводы античныхпоэтов или переводы иностранных классических писателей. Другие виды ученических литературных работ – «всякие «сочинения», стихотворения «по случаю», «беседы», «мысли» - фальшь и лицемерие».

В том же 1896 году - времени опубликования работы Янчевецкого – автор статьи «Духовная жизнь гимназисток по литературным журналам, издаваемым ими»,напечатанной в журнале «Вестник воспитания», писал: «...вы найдёте в журналах богатый материал для заключений о самых сокровенных движениях развающейся души».

Резкая дискуссия по поводу самодеятельных журналов возникла на Пер­омсъезде преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях, состоявшемся в конце 1903 года, где словесники Е.Д. Жураковский, Н.Н. Гусев, высказались в пользу издания журналов, а Л.П. Ратмиров, Г.Т. Синтюхаев решительно выступили против их издания. Сторонниками издания самодеятельных журналов была высказана мысль о том, что «краеугольный камень совре­менной педагогической мысли и искусства воспитания» составляет стремление к индивидуализации преподавания, приспособления его к личным особенностям, вкусам, наклонностям и способностям учащихся, что, в свою очередь, ведет к развитию творчества и самодеятельности.

Аналогичная дискуссия велась на Съезде преподавателей русского языка и словесности средних учебных заведений Кавказского учебного округа, состоявшемся в мае 1904 года. Первоначально подкомиссия съезда, рассматривающего вопрос «о мерах для развития в учащихся интереса и любви к литературным занятиям» высказалась категорически против существования в учебных заведениях самодеятельных журналов, это мнение поддержали словесники Г.Б. Боголюбский, А.Ф. Савинов. Преподаватель словесности Каган предложил изданию журналов, встречающему серьёзные практические препятствия, предпочесть другие средства, удовлетворяющие авторские стремления учащихся: классные литературные беседы и литературные праздники. В ходе дискуссии, в которой в числе выступающих приняли участие Г.Г. Клименов,С.Г. Каменская, самодеятельные журналы были признаны полезными и заслуживающими внимание со стороны преподавателей словесности.

Консервативно настроенные педагоги выступали за полное запрещение журналов. Либерально настроенные учителя, понимая тщетность запретов, видели выход в том, чтобы придать журналам «здоровое направление», т.е. поставить их под контроль властей и педагогов.

Активно вопрос о самодеятельных журналах обсуждался в предреволюционной педагогической прессе. Общая для всех авторов статей мысль о том, что «журналы... остаются одной из форм, в которых проявляется наиболее стройно и значительно порыв к творчеству и к самораскрытию», что журналы способствуют развитию «детской самодеятельности, детского самосознания», отражала поиски новых путей воспитания, исключавших принуждение ребёнка, поощрявших его самостоятельность и саморазвитие.

Впервые в России публичное появление самодеятельного журнала, на равных правах с другими проявлениями школьного творчества, произошло в 1913 году в Москве на выставке «Устройство и оборудование школы», что стало определённым официальным признанием журнала учебно-воспитательным средством.

Окончательное признание роли самодеятельного журнала в развитии твор­ческих способностей его авторов произошло на Первом Всероссийском съезде преподавателей русского языка средней школы, состоявшемся в Москве в 1916 году. Было отмечено, что в журнальных сочинениях - дневник мыслей и настроений его авторов, в них нет холода, сухости и скуки обязательных сочинений.

В конце XIX в. и в начале XX в. были выражены важные в педагогическом отношении идеи ориентации общего образования на трудовое и свободное воспитание, получившие распространение в период становления советской школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: