Журнал, с момента возникновения, был особым и неоднозначным явлением ученической самодеятельности и педагогической практики, вызывая противоречивое отношение и высказывания в педагогической прессе, выражавшие личные пристрастия и отражавшие методические и идеологические позиции авторов, а также процессы, происходившие в образовании, обусловленные историческими реалиями России в целом.
Современник первого самодеятельного журнала Я.Я.Штелин писал: «В 1759году явился из типографии кадетского корпуса еженедельный листок, с разными переводами с немецкого и французского языков небольших статей, переведённых кадетами, которые упражнялись в языках. Намерение было не дурно; но дурно то, если всякую безделицу считают достойной печати».
Организованное в 1802 г. Министерство народного просвещения благожелательно относилось к самостоятельным литературным трудам учеников. В 1821г. Министерство утверждает предложение директора пензенских училищ об учреждении при пензенской гимназии «Христианских и литературных бесед». В положении отмечалось, что «Некоторые сочинения и переводы учителей, учеников и почётных посетителей могут со временем составить небольшуюкнигу...».
|
|
Со вступлением на пост министра народного просвещения С.С. Уварова, бывшего воспитанника Благородного пансиона при Московском университете и члена ученического пансионского литературного общества, литературные труды учеников стали более обращать на себя внимание учебного начальства. Так, итогом инспекторской поездки Уварова в Белорусский учебный округ явились вышедшие в 1839 г. «Опыты в русской словесности воспитанников гимназий Белорусского учебного округа», составившие том в 525 страниц. С 1839 г. начинается периодическое издание ученических литературных работ подобщим заглавием: «Труды воспитанников учебных заведений». Основное содержание составляют речи и стихи, произносившиеся учениками на торжественных актах учебных заведений. Печатание «Трудов» продолжалось в течение 15 лет лет, до 1853 года.
С.П. Незлобин, анализируя различные источники литературного ученического творчества, приходит к выводам, что российской гимназии 40-50х к XIX в. не была чужда склонность, во-первых, к философским и эстетическим вопросам, что отражало общий интерес передовой российской общественности этого времени; во-вторых, к занятиям историей; и, в-третьих, интерес к данным вопросам не исключал интереса к другим, большею частью, случайным вопросам, не связанным с воспитательными целями, что во многом зависело от состояния педагогики этого времени и применения её правил на практике. Директор воронежской гимназии М.П. Григоровский в марте 1896 года возбудил в педагогическом совете гимназии вопрос об издании при гимназии ученического платного печатного журнала. Министерство народного просвещения отказало в просьбе, разъяснив, что статьи учеников «для всякого мыслящегочитателя будут представляться ни чем иным, как ученическим литературным спортом». Журнал «Педагогический еженедельник» выразил цель, что «подобное издание... должно быть признано скорее вредным, чем полезным».
|
|
Водной из статей о школьных журналах значение журналов определяется тем, что они «заставят больше читать и вдумываться, дадут исход творчеству и самодеятельности, послужат для наставников средством ближе узнать способности,интересы, выбор чтения учащимися и т.п.».
Одним из выразителей мнения категорических противников журналов был Г.А. Янчевецкий, директор ревельской гимназии, редактор журнала «Гимназия", посвященного интересам и задачам классической школы. На русском языке, по мнению Янчевецкого, могли быть лишь стихотворные переводы античныхпоэтов или переводы иностранных классических писателей. Другие виды ученических литературных работ – «всякие «сочинения», стихотворения «по случаю», «беседы», «мысли» - фальшь и лицемерие».
В том же 1896 году - времени опубликования работы Янчевецкого – автор статьи «Духовная жизнь гимназисток по литературным журналам, издаваемым ими»,напечатанной в журнале «Вестник воспитания», писал: «...вы найдёте в журналах богатый материал для заключений о самых сокровенных движениях развающейся души».
Резкая дискуссия по поводу самодеятельных журналов возникла на Перомсъезде преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях, состоявшемся в конце 1903 года, где словесники Е.Д. Жураковский, Н.Н. Гусев, высказались в пользу издания журналов, а Л.П. Ратмиров, Г.Т. Синтюхаев решительно выступили против их издания. Сторонниками издания самодеятельных журналов была высказана мысль о том, что «краеугольный камень современной педагогической мысли и искусства воспитания» составляет стремление к индивидуализации преподавания, приспособления его к личным особенностям, вкусам, наклонностям и способностям учащихся, что, в свою очередь, ведет к развитию творчества и самодеятельности.
Аналогичная дискуссия велась на Съезде преподавателей русского языка и словесности средних учебных заведений Кавказского учебного округа, состоявшемся в мае 1904 года. Первоначально подкомиссия съезда, рассматривающего вопрос «о мерах для развития в учащихся интереса и любви к литературным занятиям» высказалась категорически против существования в учебных заведениях самодеятельных журналов, это мнение поддержали словесники Г.Б. Боголюбский, А.Ф. Савинов. Преподаватель словесности Каган предложил изданию журналов, встречающему серьёзные практические препятствия, предпочесть другие средства, удовлетворяющие авторские стремления учащихся: классные литературные беседы и литературные праздники. В ходе дискуссии, в которой в числе выступающих приняли участие Г.Г. Клименов,С.Г. Каменская, самодеятельные журналы были признаны полезными и заслуживающими внимание со стороны преподавателей словесности.
Консервативно настроенные педагоги выступали за полное запрещение журналов. Либерально настроенные учителя, понимая тщетность запретов, видели выход в том, чтобы придать журналам «здоровое направление», т.е. поставить их под контроль властей и педагогов.
Активно вопрос о самодеятельных журналах обсуждался в предреволюционной педагогической прессе. Общая для всех авторов статей мысль о том, что «журналы... остаются одной из форм, в которых проявляется наиболее стройно и значительно порыв к творчеству и к самораскрытию», что журналы способствуют развитию «детской самодеятельности, детского самосознания», отражала поиски новых путей воспитания, исключавших принуждение ребёнка, поощрявших его самостоятельность и саморазвитие.
|
|
Впервые в России публичное появление самодеятельного журнала, на равных правах с другими проявлениями школьного творчества, произошло в 1913 году в Москве на выставке «Устройство и оборудование школы», что стало определённым официальным признанием журнала учебно-воспитательным средством.
Окончательное признание роли самодеятельного журнала в развитии творческих способностей его авторов произошло на Первом Всероссийском съезде преподавателей русского языка средней школы, состоявшемся в Москве в 1916 году. Было отмечено, что в журнальных сочинениях - дневник мыслей и настроений его авторов, в них нет холода, сухости и скуки обязательных сочинений.
В конце XIX в. и в начале XX в. были выражены важные в педагогическом отношении идеи ориентации общего образования на трудовое и свободное воспитание, получившие распространение в период становления советской школы.