Второй половины ХХ века

Характерными признаками самодеятельного журнала 40-50-х гг. является синтетическая форма журнала как многожанрового и многопланового и коллективная форма его создания при непосредственном педагогическом руководстве, когда при сохранении формальных признаков журнала, наличии соответствующих разделов, использовании разнообразных жанров и тем творческих работ учащихся, свобода творческого самовыражения обусловлена определёнными идеологическими рамками, рамками коммунистического воспитания.

Самодеятельные журналы 60-70-х гг. со­храняют ролевую организацию: учитель, руководящий всей работой, редактор и его помощники, осуществляющие связь редакции с другими школами и роди­телями, корреспонденты в классах; сохраняется преемственность в работе журнала и связь с выпускниками школы. Самодеятельный журнал сохраняет тра­диционный принцип строения: деление содержания по разделам, тематике, жанрам.

Длительное и плодотворное существование школьных литературно-творческих и литературно-общественных журналов, таких как «Советская юность», «Во весь голос», «Тропинка», «Искатель», возможно было при педагогической и административной поддержке и контроле, которые, в свою очередь, повлияли на общественно-политическую направленность этих журналов.

Ориентация самодеятельных журналов на современные социальные и политические проблемы общественной жизни находит отражение в статье «Школьный рукописный литературно-общественный журнал»: «Желательно, чтобы журнал с самого начала не имел бы узколитературного характера, а охватывалширокий круг тем», так как задачей являлось «развивать многообразные интересы учащихся».

Вместе с тем работа в журнале предоставляла возможность создавать «коллектив любителей русского языка и литературы», использовать разнообразные методы работы с авторами: устные обсуждения в кружке, письменные рецензии учителя и членов редколлегии, правки творческих работ учеников самими ребятами.

Так, для самодеятельных журналов учащихся 60-70-х гг. характерно как сохранение и развитие сложившихся качеств: ролевой организации, принципа строения, значимости в жизни школьного коллектива, так и обретение новых: усиление внимания индивидуальной работе с авторами журнала, акцент на самовыражении в литературной деятельности.

Многолетняя работа литературно-творческого кружка, частью и результа­том которой являлся журнал «Литературные страницы», описана Л.А. Преоб­раженской. Автор основной задачей ставила не вырастить писателя, а научить «серьёзно относится к жизни, труду, искусству», тем самым ввести ре­бёнка в широкий контекст социальных отношений.

Принципы работы с детьми, для которых журнал являлся средством и формой самовыражения, представлены В.И. Глоцером:

- журнал не должен быть слишком «заорганизован», - как это случается иногда в школах, - чтобы самодеятельное начало не затухало;

- журнал с разветвлённостью его отделов и складывающейся традиционностью побуждает издателя к творчеству. Сама журнальная форма требует богатства и разнообразия жанров и стилей, помогает проявиться содержанию. Рукописный журнал - естественная и удобная форма проявления литературных способностей его авторов;

- каждый журнал интересен своей индивидуальностью, своеобразием, за каж­дым журналом стоит свой мир, оригинальный и яркий;

- чтобы в рукописных журналах появились сложенные с истинным вдохновением стихи, нужен совершенно свободный, широкий вид издания, не связанный сезонными, юбилейными и прочими границами.

В 80-е годы активно развивается литературно-краеведческий вид журнала как часть системы внеклассной работы, с соответст-вующим содержанием и тематикой творческих работ: «Земля любви моей», «Живая память», «Зовут дороги дальние», «Человеку по работе воздаётся честь», «Когда страна быть прикажет героем...», «Россия - Родина моя».

Таким образом, анализ содержания журналов показывает, что внимание его авторов наиболее привлекают вопросы мировой и отечественной литературы. В творческих трудах учащихся преобладал интерес к общефилософским вопросам, к проблемам личности. В целом, содержание журналов сопряжено с исторической действительностью времени их существования.

Также следует помнить, что современные газеты и журналы, в том числе и детские, ведут между собой жесткую конкурентную борьбу за читателя, за тираж, за материальный успех. Успех печатного органа - это успех целого коллектива журналистов, который состоит из ярко выраженных индивидуальностей. Каждый автор, каждый юный журналист имеет свою сильную сторону, чем больше ярких индиви­дуальностей, тем разнообразнее тематика газеты, тем больше оригиналь­ных запоминающихся материалов, тем больше интерес читателей к газет­ной и журнальной полосе.

Каковы составляющие успешной работы школьной редакции?

Поддержка администрации школы. В организационных вопросах - выделение места для редакции, создание творческого коллектива, назначение редактора газеты или журнала, изыскание возможностей для работы редакции - смелость директора и учительского коллектива, открытость школьных дел, сбор информации, изыскание технической возможности обработки собранной информации на компьютере, изыскание средств на фотоаппарат, на блокноты, бумагу, типографские расходы. Поддержка ад­министрациив творческих вопросах - доверие своим ученикам, молодым авторам, первые материалы которых всегда далеки от совершенства.

Чтобы начинающий автор мог подняться до какого-то уровня — обязателен творческий коллектив, в котором зарождаются оригинальные идеи, обсуждаются опубликованные работы, им дается оценка, доброжелательная критика. Автору трудно расти, если он пишет для себя, «в стол». Публикация материалов, пусть даже тираж газеты или журнала, один-два экземпляра, дадут молодому автору новый творческий импульс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: