Детская и юношеская самодеятельная журналистика начала XX века

В годы первой русской революции значительно увеличивается количество журналов не только в гражданских, но и в военных учебных заведениях. С.И. Симонов в статье «Кадетские журналы и сборники» делает обзор современного ему состояния журналов воспитанников кадетских корпусов. В задачи журналов кадеты включают и «развитие литературных способностей» - «Час досуга» Хабаровского кадетского корпуса, и возможность «поработать пером на литературном поприще всем желающим кадетам» -«Кадетское слово» Николаевского кадетского корпуса. Вместе с тем, в редакционной статье журнала «Кадетский вестник», в которой одной из задач является «развивать у кадетов слог и правильное изложение мысли на страницах журнала» отмечается, что «редакция ставит своим непременным условием для всех, что статьи каждый раз будут подвергаться цензуре». Революционная ситуация не могла не коснуться средней школы. В большинстве требований, предъявляемых учащимися в период школьных волнений 1905 г. имелся особый пункт о беспрепятственном издании журналов и, в дальнейшем, создании единого для всех средних учебных заведений журнала, где сотрудниками были бы сами учащиеся. Образцом такого журнала учащихся дляучащихся, стал журнал «Голос средних учебных заведений», вышедший в 1906году.

В статье «Ученические журналы» 1906 года автор, анализируя журнал с педагогических позиций отмечает, что «Голос средних учебных заведений», во-первых, предоставляет возможность оказывать воздействие учащихся на самих себя, что является одним из сильнейших воспитательных факторов; во-вторых, открывая интересы и склонности учащихся, не всегда доступные прямому направлению, является ценным материалом для педагогических выводов. В статье «Ученические журналы в годы первой русской революции» И. Месеняшин указывает на наличие специальных литературных отделов, или отдельных литературных работ учащихся во всех журналах.

В период первой революционной ситуации в России возможно выделить существование двух направлений самодеятельных журналов:

- первое: журналы находились под строгой цензурой педагогического руковдства, преследовавшей цели воспитания законопослушных граждан Российской империи - в их числе и журналы воспитанников военно-учебных заведений;

- второе: журналы выпускались самостоятельно учащимися - среди них журнал «Голос средних учебных заведений» и другие журналы.

Эти два направления объединяли: задачи самообразования и самовоспитания, выдвигавшиеся авторами журналов; традиционное строение журнала, при различных вариантах, включающее такие отделы как: научный, литературный, диетический, школьной хроники; коллективность творчества его создателей; использование специфических журнальных жанров, позволяющих после­довательно отражать ход событий, вести дискуссии на страницах журнала; ведущая роль журнала в общественной, интеллектуальной и художественной жизни ученического коллектива: свободный выбор тем творческих работ; направленность деятельности авторов журналов на развитие их литературно-творческих способностей.

Таким образом, обретшие широкую известность и распространение в начале XX в. идеи трудового и свободного воспитания (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Л.Н. Толстой, И.И. Горбунов-Посадов, С.Т. Шацкий, К.Н. Вентцель), ориентированные на самодеятельность, на удовлетворение свободных запросов детей, на их участие впроизводительном труде как необходимой основе жизни, активизировали самостоятельную работу, развитие иприменение на практике разнообразных форм внеурочной и внешкольной творческой деятельности, в числе которых находились и самодеятельные журналы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: