Особенности самодеятельных журналов Урала первой половины ХХ века

Первые самодеятельные журналы на Урале появились в конце 60-х гг. XIX в. В Екатеринбурге Пермской губерниив среде учащихся Уральского горного училища. Эторукописные журналы: «Уралец», «Новое время», «Свободное время», выпускаемые группами учащихся и журнал «Среда», редактором, издателем и единственным автором которого был Лукин, учащийся горного училища. В 1875 г., времени открытия Особого Оренбургского учебного округа, в Уральском горном училище существовал рукописный журнал «Среда», редактором-издателем был учащийся В. Орлов. Иных сведений, кроме факта существования этих журналов, не сохранилось.

О целом ряде самодеятельных журналов существовавших учебных заведений, расположенных на территории Оренбургского учебного округа, сохрани­сь лишь описания и некоторые воспоминания их авторов. Так, в 1878-1882 гг. классической гимназии г. Троицка Оренбургской губернии действовал учени­ческий литературный кружок, собравший собственную библиотеку и издавав­ший рукописный журнал «Бродяга».

Рукописный журнал «Бурсак», в дальнейшем переименованный в «Окурок», в первой половине 80-х гг. XIX в. выпускался учащимися Пермской духовной семинарии, журнал выходил 2-3 раза в учебный год.

«Уралец» - нелегальный гектографический журнал учащихся Екатеринбургского горного училища издавался в 1892-1897 гг. «Бурса», по определению его авторов: «Журнал политический и литературно-сатирический», в 1906-1907 гг. выходил в Перми, редактор-издатель Кузяха - В.П. Бирюков. В эти же годы в г. Кунгур Пермской губернии, выходил «Ученический журнал», время начала издания и количество номеров неизвестны. Рукописный журнал «Звездочка» в 1907 г. издавался учащимися духовного училища г. Камышлова Пермской губернии. Авторы определили свой журнал как «еженедельный естественно-литературный, научный, юмористический».

В статье «О журналах Пермских учащихся недавнего прошлого» П.С. Богословскийописывает журналы «Наши думы», «Восход» и «Respublica». Литературно-художественный журнал «Восход» учеников 5-6 классов Пермской гимназииЦиммермана выходил: в 1911 г. - №1, в 1912 г. - №№2-9.

За период со времени появления первого самодеятельного журнала в 1865 до 1917 г. журналы существовали как в средних, так и в низших, мужских и женских, учебных заведениях, а также в национальных. В их числе: мужская гимназия – «Мозаика» Уфа, 1912-1917 гг.; женская гимназия – «Общими силами» Екатеринбург, 1915-1916 гг., «Молодые побеги» Оренбург, 1916 г.; реальное училише– «Улей» г. Шадринск Пермской губернии, 1913-1917 гг., «Труды досуга» Оренбург, 1913-1914 гг.; юнкерское казачье училище – «Юнкер-казак» Оренбург, 1908 г.; медресе – «Хусаиния» Оренбург, «Галлия» Уфа и др. (см. Приложение 1).

Желание «познать себя», «двигать вперёд наше развитие и выяснять вопросы, которыми томится душа на пороге нашей сознательной жизни и деятельности». «Дать возможность поделиться с товарищами своими мыслями, испытать холодный, но благотворный душ критики», создать центры вокруг которых «сможет духовно объединиться учащаяся молодёжь», определяли смысловую наполненность журналов.

Основные темы творческих работ авторов журналов: поиски смысла жизни «Какжить? В чём смысл жизни? Зачем я живу сейчас? К чему? Кто ответит на мучительный вопрос: что делать?! Где же то светлое, что я ищу?» («Общими силами», 1915 г., №4). Сочувствия, сострадания – «В душе пробуждалась беспредельная жалость к этому беспомощному старику и ко всем беженцам, скитавшимся по воле безжалостного врага» («Молодые побеги», 1916, №1). Попытки осмысления собственного внутреннего мира - «Собственно ничего больше и не случилось, по прежнему было безоблачно, но, почему-то, солнце уже не так ярко и ласково светило с вышины лазоревого неба... А в душе открыласькакая-то ранка, чувствуешь, будет болеть и не даст покоя никогда! Никогда!» («Труды досуга», 1913, №1).

В журналах представлены творческие работы различных жанров: эпиграммы «Оратору», «Нашему Р.-Бобчинскому») и лирические стихотворения («Весна и осень», «Увяли цветочки», «Почему всё поёт и ликует в душе...»), описания путешествий («Поездка в Ташкент», «Пешком по Уралу») и юмористическиерассказы («Храм искусств»,«Разрушенное счастье», «Быть или не быть»), большое количество рефератов на исторические («Суеверия в средние века», «Общественная помощь жертвам войны три века назад»), историко-литературные («Из истории русской критики», «Личность Лермонтова»), литературные переводы («Алпамыс» киргизская былина, «Арз Цуру», «Четыре костра». Из жизни осетинских казаков), а также отчёты о прошедших в учебных заведениях литературных праздниках и открытых обсуждениях докладов на литературные и исторические темы.

Первый послереволюционный журнал, сведения о котором сохранились - «Наши силы», выпускался в 1918 г. учащимися среднеучебных заведений г. Уральска. Вероятно, этот журнал создавался в традициях дореволюционной школы и его появление было реакцией на революционные события.

Иным по содержанию и по социальной среде, в которой он существовал, был журнал «Творцы будущего». Журнал издавался Детским пролетарским клубом Оренбурга в 1919-1920 гг. Как сообщалось в однодневной газете «За год», вышедшей в 1920 г. и предназначенной для пролетарских детей, за год своего существования городским Детским клубом, первым детским коммунистическим объединением в области, кроме проведения митингов, было выпущено 4 номера журнала «Творцы будущего», а также был создан и показывал спектакли детский Драматический кружок.

Особое место среди учебных заведений Оренбургской губернии занимал детский дом №2 (студия). В продовольственный ифинансовый кризис 1921 г. ГубОНО были расформированы все районные студии художественного воспитания и силами «некоторых лиц, стоявших близко к делу эстетического воспитания, явилась мысль создать одну студию - в которую из всех детских домов выделить наиболее способных воспитанников». За этой студией укрепилось название «Дом одарённых детей», имелись разнообразные художественные кружки, оркестр народных инструментов, учащиеся выпускали самодеятельный журнал, занимались активной концертной деятельностью, организовываликонкурсы ивыставки детского творчества.

«Творческий путь» - журнал детского творчества, детских домов и коммун Оренбурга, выходил с января по август 1923 г. - всего 6 номеров. Редакционная коллегия полностью состояла из воспитанников дома-студии. Ответственный редактор - В. Шепелюк, один из наиболее активных авторов журнала. В верх­нем углу титульного листа напечатан девиз: «Мы путь земле укажем новый!», отражающий ведущую идею журнала.

Педагогическая периодика второй половины 20-х гг. отразила качественные изменения, произошедшие как в народном образовании Оренбуржья в целом, так и во внеклассной работе. Изменившаяся социальная реальность отражена в издававшейся в Оренбурге с января 1936 по июнь 1938 гг. газете пионеров и школьников Оренбургской области «Сталинские внучата»). Информация о самодеятельных журналах 30-х гг. сохранилась в газете. Появление журналов было связано с приближающейся 100-летней годовщиной со дня смерти А.С. Пушкина.

Так, в Оренбургской школе №25 учитель литературы и русского языка объявил о создании в школе литературного кружка и предложил издавать свой литературный журнал. «Воронцов Шура написал стихотворение «Памяти поэта». Ученица Бобло нарисовала 2 картины: «Метель» и «Станционный смотритель». Бредихин Боря прочитал самостоятельно все произведения Пушкина... Готовится школьный вечер памяти Пушкина».

Все перечисленные в газетных заметках журналы - рукописные, их появление связано с какими-либо историческими датами: годовщиной со дня смерти А.С. Пушкина, годовщиной Парижской Коммуны и др.; преимущественно журнал был частью внеклассной работы - литературного кружка, соответственно существовал при педагогической поддержке (см. Приложение 2).

Таким образом, ведущим принципом литературной деятельности учащихся учебных заведений Урала, в том числе, Оренбургского учебного округа и Оренбуржья в целом, являлся принцип творческого саморазвития и самосовершенствования, цель которого учащиеся видели в пробуждении творческой инициативы и самодеятельности, возрастании духовных потребностей, повышении общего уровня развития, предоставлении на страницах журнала возможности попробовать собственные силы в литературном творчестве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: