double arrow

Репортаж

Репортаж — в переводе с латинского означает передавать, сообщать. Репортаж- это составление сведений для периодической прессы и радио о текущих событиях, очевидцем которых является автор; сообщение, рассказ, состоящие из таких сведений.

«(Я) стал заниматься репортажем в одной газетине. Давал ей уличную хронику» (М. Горь­кий «Проходимец»).

«(Корреспонденты) занялись репортажем сенсацион­ных судебных процессов» (Игнатьтев «Пятьдесят лет в строю»).

Слушать репортаж по радио о футбольном матче.

Репортаж - жанр путевого очерка, художественного репортажа, письма с дороги - имеет замечательных предшественников в мировой и русской литературе: Заславкая, Михаил Кольцов.

Репортер - сотрудник газеты, журнала, радио, информационного агент­ства и т.п. Доставляющий сведения о текущих событиях и происшествиях.

«Два офицера собирали сведения о клипере, записывали фамилии всех офи­церов, осмотрели клипер и торопились на берег, чтобы напечатать отчет в ве­черних газетах». (Станюкович «Беглец»).

«(Газета) вовсе не ждет от писателя репортажа о событиях дня. Это сделает репортер» (Федин «О мастерстве»).

Ре­портерами называют людей, которые сообщают читателям новости. В таком значении этот термин был использован в середине позапрошлого века в английском парламенте. Репортером называли журналиста, который сооб­щал в редакцию новости о дебатах в парламенте, о судебных заседаниях… Но за минувшее время этот термин получил и другое значение – одного изпублицистических жанров, имеющий свои черты и особенности. Это - информационный жанр, используя его, вы можете оперативно рассказать о случившимся с места события.

Почему читатели любят репортаж? Почему он так нравится самим жур­налистам? Репортаж дает журналисту удивительные возможности - онведет рассказ как очевидец или участник события, рассказывает так, чтобы читатель его глазами увидел яркую картину происходившего. Репортаж силен эффектом присутствия автора на месте события. Такие материалы требуют достоверности и переживания от автора. Например, в школе открывают столовую. И репортер, не скрывая эмоций, описывает нажаренные шеф-поваром, блинчики с вареньем, сметаной, маслицем... сочные котлеты из свежей говядины... Именно репортаж дает журналисту возможность преподносить читателям различные пикантные подробности, расписывать страшные случаи, превращать их в сенсацию.

«Королем репортеров» именовали московские газетчики В. А. Гиляров­ского, который знакомил читателей московских газет с жизнью городского «дна» — Хитрова рынка, с подробностями Ходынской катастрофы, жертвой которой едва не стал сам репортер, с условиями труда рабочих на кустарных фабриках Подмосковья. Сила литературного мастерства, наблюдательность, смелость Гиляровского таковы, что долгое время он не имел себе равных в московской прессе. Его газетные репортажи, изданные в книгах в наше вре­мя, не устарели, и теперь читаются с большим интересом, в них видно дыха­ние того времени, истории и события, показанные незаурядным человеком.

Проблемный репортаж - в нем повествование о конкретном событии обретает социальную общественную значимость. Чем и интересен читателям.

Например, репортаж из школьного спортивного зала, который уже год никак не удается отремонтировать. Тут могут прозвучать отчаянные слова директора, которому никак не удается достать деньги на ремонт, грустный рассказ учителя физкультуры, который целый год вынужден вести занятия на улице. Но имеет право быть услышанным и рассказ школьного врача, который решительно заявляет, что в результате занятий на улице - за­болеваемость в школе резко снизилась!

Событийный репортаж - рассказ о новом, интересном событии. Скажем, в школе открылся класс информатики и третьеклашки проводят в нем урок. Хорошо, если средства на него отпустило министерство образования или отыскался богатый спонсор, хуже, ежели деньги собирали родители, но все равно - эпохальное событие для школы, мимо которого неможет пройти ни журнал, ни газета.

Чаще всего иллюстрации в газете и журнале играют подчиненное значение при информационном материале. Но если фотографий достаточно, выполнены они прилично и имеют приоритет над текстом, то этот матери­ал можно назвать фоторепортажем или фотоинформацией. Фотоинформация показывает новости сжато, коротко, конкретно. В то время как фоторепортаж показывает действия последовательно, развернуто, масштабно.

Например, сельская школа получила от шефов автомобиль, пусть старенький, но теперь уже собственный, и фотографии рассказывают, как он своим ходом привезен в школу, принят учителем труда, как ребята изучают мотор, правила движения и учатся водить, чтобы вместе с аттестатом получить и водительские права. Такой фоторепортаж нагляден, документален, создает эффект присутствия у читателей.

Чтобы отснять такой репортаж, нужно изрядно постараться, научиться фотографировать быстро, уметь выбрать момент, когда твой герой не видит фотографа, не позирует, а сосредоточен полностью на деле, скажем, впервые взялся за баранку автомашины и совершает первую поездку.

Рекомендации: В репортаже повествование почти всегда ведется от первого лица, ав­торское «я» звучит во весь голос, демонстрируя читателям достоинства жанра. Хорошо, если автор опытен, голос его звучит уверенно, твердо, он может привести дополнительные примеры, вспомнить интересные случаи. Но ежели вы - новичок, и это ваш первый репортаж - не тушуйтесь, не надо выдавать себя за газетного волка. В своих трудностях будьте откро­венны, читатели вас поймут и простят. Все когда-то были новичками.

Пример репортажа см. в Приложении 6.

Отчет

Отчет - официальное письменное или устное сообщение ответственно­му лицу, организации и т.п. о своей работе, о выполнении какого-либо зада­ния; подробное сообщение о положении дел, состоянии чего-либо, обычно публикуемое в газете или журнале.

Отчет о научной работе.

Отчет депутата.

Отчет местного комитета.

Отчет о футбольном матче.

«Яков Ильич сдержанно улыбнулся, прочтя это описание, составленное в духе тех отчетов, которые писали иные путешественники-иностранцы лет 200-300 назад (Кедров «Повесть о Френкеле»).

Рекомендации: Каждому юному корреспонденту не раз приходилось писать отчеты директора школы и учителей на школьном и классном собрании - об успеваемости и дисциплине, спортивной подготовке, о работе столовой и гардероба... Отчеты часто используются в современной печати. В информационном сообщении вы можете прочитать о соревнованиях, выставках... Жанр силен не только оперативностью, интересом к сегодняшнему моменту, он подробно, последовательно описывает событие. И автор отчета, должен перепроверить услышанные факты и фамилии, чтобы быть уверенным в точности своего материала. Отчет может быть общим или тематическим, информационным или аналитическим, смотря какую тему вы решите выделить, что и как прокомментировать, коротко пересказать выступления или прокомментировать, как были восприняты доклады. При этом важно не упустить главное, не употреблять общих слов, постараться сделать читателей участниками события.

Что такое - отчет о своей работе редакции детского журнала? Это сам месячный журнал, который раз в месяц выходит из типографии и реализ­уется по стране. А реальный отчет о нашей работе, реальную оценку нашего труда - дают сами читатели. Им виднее, как мы поработали. Читатель имеет полное право дать критический отчет о нашей работе, попросить, а строго потребовать - усилить, наладить, обеспечить...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: