Ребёнок естественно подвергается влияниям со стороны окружающего мира. Это не зависит от него, но оставляет глубокий след в его сознании.
Дети, живущие в разных географических зонах, находящиеся в различной профессиональной среде и различных общественных классах, существенно отличаются друг от друга. Даже если у детей одинаковые характеры и уровни интеллекта, среда окажет своё влияние. Физическое развитие, вкусы, амбиции, идеи будут различаться.
Это убедительно доказывает, что среда проникает в нас, нас трансформирует, изменяя нашу
Индивидуальность. Образ жизни, образ мыслей и вера претерпевают метаморфозы под влиянием среды.
Итак, влияние среды развивает некоторые тенденции в ребёнке и подавляет другие. Меняются потребности. Моделируется система оценки событий в соответствии с обычаями новой среды. Значит, влияние среды постоянно.
Личная история ребёнка.
Это дополнительный элемент, из которого складывается личность ребёнка. Личность формируется под влиянием суммирования всех событий, обстоятельств и ситуаций, создающих личный опыт.
Если ребёнок становится свидетелем драматических сцен, он будет потрясён, каков бы ни был его характер и ум.
Ребёнок, гиперэащищённый от всех стрессов, будет более счастливым и свободным. Но есть ещё большое количество событий, которым мы не придаём большого значения, которые проходят мимо нас незамеченными, но для ребёнка перерастают в настоящую драму.
Например, резкое отнятие от груди может быть плохо принято грудным ребёнком и субъективно оценено как наказание или лишение материнской любви.
Важно то, что считает ребёнок в данный момент времени и в данных обстоятельствах. Нужно принимать в расчёт его субъективные чувства, а не то, что происходит на самом деле. Ребёнок трактует по-своему реально происходящее событие. Он приписывает ему таинственное, скрытое значение. Что думает он на самом деле? Вероятно, мы никогда этого не узнаем. Однако, мы будет свидетелями вечернего кошмара. Он написает в постель. Он будет невыносимо плохо себя вести. Все эти реакции будут явно свидетельствовать о проблеме, о трудном конфликте, нарушающем внутреннюю жизнь ребёнка. В таком конкретном случае желательно найти причины проблемы, чтобы избежать усугубления странных реакций и их длительности.
Несколькими штрихами мы обрисовали составляющие личности ребёнка. Мазок за мазком и истинный профиль личности обретает ясность.
Ещё юная личность будет наполняться новым содержанием, расцветать под влиянием новых потребностей. Родители, воспитатели, врачи могут до некоторых пор направлять будущее ребёнка и моделировать растущую личность, воздействуя на элементы, её составляющие.
Чтобы вести маленького ребёнка по жизни, полезно задать себе четыре ключевые вопроса: