Анальная стадия

Тонификация мышц локомоторного аппарата появляется на анальной стадии. Заканчивается ми-элинизация нервов. Эрогенная чувствительность рта и верхней части пищеварительного тракта распространяется по всему пищеварительному каналу и заканчивается на анусе.

Малыша кормят более плотной пищей, и он получает удовольствие от процесса «изгнания». Он познает окружающий мир, сначала на четвереньках, потом стоя. Он бросает предметы и может хватать их.

Он пытается имитировать и воспроизводить слова, сказанные родителями. Он овладевает новым жизненным опытом: например, чистоплотностью. Он начинает сталкиваться с требованиями среды, которая вынуждает его пользоваться приборами при приёме пищи. Удовольствие от приёма пищи превращается в тяжёлую для него работу. Родители уговаривают, стыдят и поощряют его. Послушание приносит свои радости и вознаграждения (конфеты, прогулки и т. д.).

Упрямое сопротивление ребёнка, желающего отстоять свои потребности, наталкивается на родительские, зачастую неприятные, требования. Таким образом, осуществляется различение между «Я» ребёнка и средой.

Именно на этой стадии ребёнок приобретает два важных жизненных опыта:

- неполноценность, т. к. он чувствует себя более маленьким, более слабым, менее умным и более неловким...

Итак, чтобы заставить ценить себя, следует своим поведением повысить свою цену;

- чувство вины: именно на этой стадии развития личности требуется послушание, чтобы нравиться и сохранять расположение взрослых и их любовь.

Ребёнок изучает новые условия, позволяющие лучше адаптироваться к трудным переживаниям. Климат противопоставления между ребёнком и средой способствует эскалации непослушания и буйного поведения в процессе обучения анальной гигиене. Родители отвечают на это принудительной дрессурой со своими запретами и угрозами. Гнев ребёнка обретает ясность: это истинное выражение тягостных переживаний, связанных с бессилием получить удовлетворение.

В этот период ребёнок открывает игру в провокацию: до какого предела можно дойти, не получив наказания?

Анальный период характеризуется страхом потерять. Ребёнок решает задачу: должен ли он прятать, из страха, что это обнаружат, или потерять.

Для удовлетворения своих потребностей ребёнок желает поглощать (оральность) среду, потом он хочет добиться превосходства над ней, но без родительского запрета. Чем больше сопротивление среды, тем сильнее чувство и стремление к могуществу. Однако, он боится гнева со стороны своих родных. Этот гнев представляется ему в виде разрушительной силы. Такие же чувства он испытывает по отношению к своей жестокости, которая может разрушить его самого. Таким образом. Подчинение среде может легко доставлять удовольствие. Отсюда амбивалентность: автономия и независимость, превосходство и подчинение, именно они вводят его в контекст жестокости и напряжения, вплоть до концепции садомазохистских отношений.

На самом деле противостояние - это только игра. Но если ребёнок слишком глубоко погружается в неё, его ждут неприятности и вплоть до наказаний, провоцирующих в нём его собственную жестокость. Всё это затрагивает взрослых и пробуждает их чувствительность и страх. Страх порождает агрессивность, которая, конечно, оборачивается против ребёнка. Именно тогда воспринимает ребёнок, что взрослый может быть слабым, и это становится для него источником удовольствия. Удовольствие от превосходства и удовольствие от подчинения взрослому становятся, таким образом, партнёрами.

Доказательством его превосходства над взрослым является порка. Взбешённый родитель демонстрирует ребёнку всю свою власть. Это садомазохистская амбивалентность (двойственность). Садистская составляющая рождается из санкций и открытия того, что можно извлекать удовольствие, выражая свою жестокость и свою власть, направленные на объект, терпящий проявления жестокости. Жестокость и власть тесно связаны друг с другом: мазохист добывает для себя жестокость, а значит, власть другого через собственное страдание, в то время как садист наказывает сам себя и сам страдает через свою жестокость.

Анальная стадия очень обогащает ребёнка. Через неё он научается выражать свои желания (орально или жестами) и свои чувствования (радость, беспокойство, пристрастия и т. д.). таким образом, он получает возможность общения со средой через общую систему кодификации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: