Осуществление человекосозидательных функций образования предполагает его ориентацию на воспитаниечеловекакультуры, формирование культуросообразного содержания образования и воссоздание в образовательных структурах образцов и норм жизни, опережающих современное состояние общества, проектирующих зримые элементы его возможного культуросообразного устройства. Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру.
Долгое время образование в нашей стране развивалось вне контекста мировой и национальной культуры. Его основные параметры задавались идеологией. Сейчас настало время вернуть образование в контекст культуры. Это означает его ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманитаризацию содержания, освоение гуманистических технологий обучения и воспитания, создание в образовательных учреждениях среды, формирующей личность, способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации.
|
|
Личностно-деятельностный подход к воспитанию
В соответствии с этим подходом ученик в целостном учебно-воспитательном процессе выступает как субъект деятельности, субъект развития. Основу содержания образовательно-воспитательных процессов составляет его разно образная познавательно-творческая, художественная, игровая, трудовая и др. деятельность, в процессе овладениякоторой происходит познание мира и формирование им самого себя, своих знаний,, умений, способностей, внутреннего мира, механизмов саморегуляции деятельности и поведения.
Формирование целостной учебной деятельности в единстве всех ее компонентов (целей, мотивов, содержания, способов осуществления, самооценки результатов) является одним из основных, условий развития учащихся в образовании, а овладение ими основными видами практической жизнедеятельности современного человека — необходимым условием социализации личности в учебно-воспитательном процессе.
Личностно-деятельностный подход предписывает организацию предметно-практической деятельности в определенном социальном контексте, создающем положительный эмоционально-мотивационный фон. Важным условием этого является обращенность воспитания к патриотическим чувствам, национальному самосознанию, вовлечение детей в деятельность по возрождению родного края, региона.