Регионализация предполагает учет социально-экономических демографических, культурных особенностей региона в проектировании содержания воспитания, в каждом образовательно-воспитательном учреждении. К примеру, регионализация воспитания в образовательных учреждениях г. Ростова-на-Дону означает учет тенденций производственной, культурной и др. сфер жизни крупного города, являющегося центром Донского края и воротами Кавказа. Прежде ориентированный, в основном, на развитие сфер крупного и среднего машиностроения, оборонную промышленность, Ростов-на-Дону в настоящее время становится промышленным центром, обслуживающем сельское хозяйство. На культурную жизнь города существенное влияние оказывают процессы реабилитации и возрождения казачества с его нормами общественной жизни, семейно-бытовыми традициями, обычаями, обрядами, новой религиозностью.
В городе выделяются несколько социокультурных микро регионов, обуславливающих среду жизнедеятельности учебных заведений: а) центр с богатыми культурно-литературными, художественно-творческими, театральными традициями, научными учреждениями; б) огромные микрорайоны, на территории которых находятся 1—2 крупных промышленных предприятия, определяющие всю социокультурную среду; в) есть в городе и так называемые «спальные» микрорайоны, где школы являются по существу, единственными центрами культурной жизни; г) наконец, надеются микрорайоны, где преобладает частный сектор, которые также лишены культурного окружения, но имеют свою специфику — их население ориентировано на сельскохозяйственный труд в подсобном хозяйстве и др.
|
|
Неоднородность социокультурных сред указывает на необходимость системно-прогностического и социально-экологического подходов к воспитанию, выявляет трудности его осуществления в контексте культуры и одновременно — возможности содержательной конкретизации личностно-деятельностного подхода в воспитании. Использование принципа регионализации помогает ответить на вопрос, насколько эффективно и реалистично воспитание отвечает требованиям мира, в котором наши учащиеся будут жить и работать.
Регионализация воспитания будет успешнее осуществляться в условиях деятельности образовательного микрорегиона, совокупные субъекты которого связаны единством образовательной политики, направленной на поиск условий и средств полноценного удовлетворения образовательных потребностей различных категорий учащихся и родителей, реализацию разноуровневых образовательных программ в учебно-воспитательных учреждениях различного типа, создание условий для свободного выбора родителями и детьми содержания и форм получения базового и дополнительного образования с учетом социокультурного, производственного, демографического факторов. Таким образом, наряду с деятельностью, направленной на воссоздание рынка образовательных услуг, развитию воспитательного потенциала образовательного региона будет способствовать возрождение историко-культурных и этнокультурных образовательных традиций, определяющих его уникальность и самобытность.