Регионализация воспитания

Регионализация предполагает учет социально-экономических демографических, культурных особенностей региона в проектировании содержания воспитания, в каждом образовательно-воспитательном учреждении. К примеру, регионализация воспитания в образовательных учреждениях г. Ростова-на-Дону означает учет тенденций производствен­ной, культурной и др. сфер жизни крупного города, являю­щегося центром Донского края и воротами Кавказа. Преж­де ориентированный, в основном, на развитие сфер крупно­го и среднего машиностроения, оборонную промышленность, Ростов-на-Дону в настоящее время становится промышлен­ным центром, обслуживающем сельское хозяйство. На куль­турную жизнь города существенное влияние оказывают про­цессы реабилитации и возрождения казачества с его норма­ми общественной жизни, семейно-бытовыми традициями, обычаями, обрядами, новой религиозностью.

В городе выделяются несколько социокультурных микро регионов, обуславливающих среду жизнедеятельности учебных заведений: а) центр с богатыми культурно-литера­турными, художественно-творческими, театральными тради­циями, научными учреждениями; б) огромные микрорайоны, на территории которых находятся 1—2 крупных промыш­ленных предприятия, определяющие всю социокультурную среду; в) есть в городе и так называемые «спальные» мик­рорайоны, где школы являются по существу, единственными центрами культурной жизни; г) наконец, надеются микро­районы, где преобладает частный сектор, которые также лишены культурного окружения, но имеют свою специфику — их население ориентировано на сельскохозяйственный труд в подсобном хозяйстве и др.

Неоднородность социокультурных сред указывает на необходимость системно-прогностического и социально-эко­логического подходов к воспитанию, выявляет трудности его осуществления в контексте культуры и одновременно — воз­можности содержательной конкретизации личностно-деятельностного подхода в воспитании. Использование принципа регионализации помогает ответить на вопрос, насколько эф­фективно и реалистично воспитание отвечает требованиям мира, в котором наши учащиеся будут жить и работать.

Регионализация воспитания будет успешнее осущест­вляться в условиях деятельности образовательного микрорегиона, совокупные субъекты которого связаны единством образовательной политики, направленной на поиск условий и средств полноценного удовлетворения образовательных потребностей различных категорий учащихся и родителей, реализацию разноуровневых образовательных программ в учебно-воспитательных учреждениях различного типа, соз­дание условий для свободного выбора родителями и детьми содержания и форм получения базового и дополнительного образования с учетом социокультурного, производственного, демографического факторов. Таким образом, наряду с дея­тельностью, направленной на воссоздание рынка образова­тельных услуг, развитию воспитательного потенциала обра­зовательного региона будет способствовать возрождение историко-культурных и этнокультурных образовательных тра­диций, определяющих его уникальность и самобытность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: