Исторический опыт 'показывает, что наиболее существенное влияние на практику воспитания в современной школе оказали такие концепции, как «свободное воспитание» (Ж. Ж. Руссо), «нормативная педагогика» (И. Герберт), «воспитание личности в коллективе» (А. Макаренко), «гуманистическая педагогика» (В. Сухомлинский). Основные идеи и положения этих концепций причудливым образом переплелись в практике современного воспитания, но не нашли в ней глубинного воплощения, так как наши педагоги в условиях командно-административной школьной системы были лишены возможности свободного выбора своей педагогической позиции, самостоятельного формирования собственного педагогического кредо. Главная проблема любой из названных концепций, связанная с выбором способа разрешения противоречия между личностью и воспитательной системой, решалась в массовой школьной практике однозначно — в пользу системы.
Став полностью государственным учреждением, школа не могла не оказать соответствующего влияния на науку, которая ее обслуживала. В соответствии с потребностями школы, выполнявшей социальный заказ тоталитарного государства, наука о воспитании была, по существу, подменена государственной идеологией, и в практике вместо законов воспитания стали действовать идеологические императивы.
Основным принципом воспитания был провозглашен классовый подход и коренное отличие советского воспитания от воспитания всех эпох и народов; целью воспитания стало формирование «нового человека», борца и строителя коммунизма, свойства и качества которого противопоставлялись общечеловеческим (достаточно вспомнить пресловутые дискуссии о гуманизме социалистическом и гуманизме буржуазном); основой воспитания стал всемогущий коллектив (действовал известный постулат: коллектив — цель, средство и результат воспитания), а личность стала рассматриваться как явление производное, зависимое от коллектива; школе (государственному институту) были переданы, по существу, все воспитательные функции, а семья—главный институт социализации личности—должна была лишь помогать школе. В воспитании были забыты семейный этикет, народные обычаи, национальные традиции, культивировалась идея бесконфликтности процесса смены поколений, создавалась идеологическая иллюзия о непротиворечивости вхождения молодежи в жизнь общества.
Среди идеологических стереотипов, определявших со- держание.воспитательной работы, укажем на воинствующий атеизм, борьбу с буржуазной идеологией, безусловный примат общественного над индивидуальным, подмену права моралью и др. Все это отдалило советскую воспитательную систему от развития мирового педагогического опыта и общечеловеческой гуманитарной культуры. В условиях полной подчиненности воспитательного процесса идеологическим установкам технология воспитания стала укладываться в привычные педагогические действия: потребовать, подсказать, наказать, направить. В результате произошло значительное понижение уровня педагогической культуры воспитателей, возникло существенное рассогласование между практикой и педагогической теорией, которая вопреки действительному положению дел стала ориентироваться на идеальную модель воспитания, утверждая, что школа воспитывает свободную, всесторонне развитую личность.
На самом же деле традиционная практика воспитания была очень далека от воплощения этой цели,так как она:
— ориентирует на включение молодежи в социальнуюжизнь в репродуктивном статусе;
— воспроизводит исполнителей,действующих по принципу «ты должен», а не «ты можешь»;
— не проводит учащихся через процедурыжизненного, нравственного и профессионального самоопределения;
— представляет собою набор стандартных способоввоспитательной работы, отчуждающих личность ребенка от образовательного процесса;
— оценивается «.по валу», по показателям мероприятий
и видов деятельности без достаточного учета того,какойтип личности и какое человеческое отношение в этой деятельности формируются, что ведет к дегуманизации воспитательных отношений.
Анализ воспитательной работы классных руководителей показывает, что она нередко представляет бессистемный набор разноплановых мероприятий, свидетельствующих о том, что они осуществляют свою деятельность в рамках устаревших норм и представлений, относятся к воспитательной работе, как к вынужденной необходимости, и проявляют в вопросах ее организации функциональную неграмотность. Все это подтверждает, что существующая система воспитания находится в кризисном состоянии и нуждается в идеологическом обновлении.
Методологические ориентиры поиска новых подходов к воспитанию