Саморазвитие — это способность системы к преодолению противоречий своего развития усилиями самих участников педагогических процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию- нового состояния системы воспитания и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т. д. Принцип саморазвития, таким образом, предполагает способность системы воспитания к непрерывному самообновлению.
При этом нельзя забывать, что традиционная система воспитания, сложившаяся в прошлом в качестве механизма реализации целей политической и идеологической ориентации общества, обладает устойчивостью процессов воспроизводства традиционных норм и ценностей. И в этом виде представляет собой механизм культурного торможения. Проникновению в школу реформистских идей препятствует также педагогический непрофеосионализм, стремление решать проблему обновления за счет частичного усовершенствования отдельных сторон деятельности школы, смены названий, а не существа образовательно-воспитательных процессов и т. д.
|
|
Пусковым механизмом процессов саморазвития воспитательной системы является творчество учителей, их участие в инновационных процессах, сотрудничество с учащимися, включение их в жизнетворчество, всемерное стимулирование самодеятельности и креативной, творческой жизнедеятельности, создание и научно-методическая поддержка очагов новой педагогической культуры, опытно-экспериментальных площадок, инновационных образовательных микрорегионов.
Самообновлению системы будут способствовать проектные работы инновационного характера, стимулирование научно-педагогичеокой экспериментальной работы в школах, экспертная оценка нововведений. Саморазвитие воспитательной системы во многом будет также зависеть от ее способности авторизации педагогического опыта, интеграции в мировой педагогический опыт, осуществления воспитательной деятельности в режиме педагогического поиска.