Саморазвитие системы воспитания

Саморазвитие — это способность системы к преодоле­нию противоречий своего развития усилиями самих участ­ников педагогических процессов, способность к самоуправле­нию: постановке целей, проектированию- нового состояния системы воспитания и этапов его достижения, корректиров­ке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспек­тив и т. д. Принцип саморазвития, таким образом, предпо­лагает способность системы воспитания к непрерывному са­мообновлению.

При этом нельзя забывать, что традиционная система воспитания, сложившаяся в прошлом в качестве механизма реализации целей политической и идеологической ориента­ции общества, обладает устойчивостью процессов воспро­изводства традиционных норм и ценностей. И в этом виде представляет собой механизм культурного торможения. Проникновению в школу реформистских идей препятствует так­же педагогический непрофеосионализм, стремление решать проблему обновления за счет частичного усовершенствования отдельных сторон деятельности школы, смены названий, а не существа образовательно-воспитательных процессов и т. д.

Пусковым механизмом процессов саморазвития воспита­тельной системы является творчество учителей, их участие в инновационных процессах, сотрудничество с учащимися, включение их в жизнетворчество, всемерное стимулирование самодеятельности и креативной, творческой жизнедеятель­ности, создание и научно-методическая поддержка очагов новой педагогической культуры, опытно-экспериментальных площадок, инновационных образовательных микрорегионов.

Самообновлению системы будут способствовать проектные работы инновационного характера, стимулирование научно-педагогичеокой экспериментальной работы в школах, экспертная оценка нововведений. Саморазвитие воспитатель­ной системы во многом будет также зависеть от ее способ­ности авторизации педагогического опыта, интеграции в ми­ровой педагогический опыт, осуществления воспитательной деятельности в режиме педагогического поиска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: