Особенностью традиционной практики воспитания является укоренившееся разграничение воспитания и образования, доходившее нередко до прямого противопоставления этих процессов. Однако обращение к мировому педагогическому опыту показывает неправомерность такого подхода и убеждает, что решающее значение в становлении личности растущего человека, в его социализации и развитии имеет тип образования, которое он получает.
Исторический опыт указывает на человекообразуюшую и культуросозидательную роль таких типов образования, как школа учебы (И. Герберт), школа-лаборатория (Д. Дьюи), вальдорфская школа (Р. Штейнер), школа свободного воспитания (М. Монтессори), школа труда (А. Макаренко), школа интеллектуального развития (В. Давыдов), школа завтрашнего дня (Д. Ховард) и др. Педагоги знают о них, в лучшем случае, понаслышке. А ведь это — целые педагогические миры, имеющие свои философские и психологические основания, свои концепции человека и его воспитания.
В свете этого традиционное понимание образования только как овладения учащимися знаниями, умениями и навыками должно быть переосмысление и вытеснено более широким взглядом на образование как становление человека, обретение им себя, своего образа человеческого: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала. Образовать человека — значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, т. е. научить жизнетворчеству.
|
|
Методологической основой развития образования, стремящегося к этой цели, является гуманистическая философия, основным вопросом которой выступает человек, стремящийся к самоосуществлению и саморазвитию. Гуманистическая направленность, обращенность образования к человеку в современных социально-экономических условиях во многом определяется тем, закладывает ли оно в личность механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, выживания в изменяющемся обществе. Эта проблема ставит работников образования перед необходимостью коренного изменения взглядов на сущность и функции образования в жизни общества и личности.
От образования зависит действенность и результативность всех социально-экономических и духовных процессов выживания российского общества. Этим определяется его общая—цель —возрождение интеллектуального духовного итворческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности и моральности способных к преобразовательной продуктивной деятельности, к жизнетворчеству.
Гуманитарная функция образования состоит и в смягчении социальной напряженности, восстановлении экологии человека, его душевного равновесия, смысла жизни, обретения им духовности. Восстановление гуманитарных, т. е. воспитательных функций образования, предполагает его осуществление в контексте культуры.