Общие положения. Согласно п. 4 ст. 7 Закона «Об образовании» (с изменения­ми и дополнениями, внесенными в 2007 г.) «Федеральные го­сударственные образовательные стандарты

Согласно п. 4 ст. 7 Закона «Об образовании» (с изменения­ми и дополнениями, внесенными в 2007 г.) «Федеральные го­сударственные образовательные стандарты включают в себя тре­бования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образова­тельной программы и их объему, а также к соотношению обя­зательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных про­грамм, в том числе кадровым, финансовым, материально-тех­ническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных про­грамм».

Исходя из необходимости выбора оптимальной формы представления стандартов общего образования (с учетом ши­рокого круга «пользователей» стандарта), целесообразно ори­ентироваться на общедоступный уровень описаниясодержа­ния компонентов стандарта, понимание которого не требует специальных профессиональных знаний. Иными словами, из содержания стандарта предлагается исключить вопросы, кото­рые уместно обсуждать лишь специалистам, сосредоточив вни­мание на принципиальных широких вопросах содержания, результатов и условий осуществления общего образования. Тем самым целевые установки общего образования, заданные стандартами, окажутся понятными широкой общественности, которая сможет принять участие в их обсуждении и согласо­вании.

Аналогичным образом в содержание стандарта предлага­ется не включать вопросы, относящиеся к педагогической реализации стандартов. В частности, стандарты не должны устанавливать образовательные технологии, методы, приемы и средства обучения, содержать организационные, медицин­ские и финансовые ограничения образовательных программ, регулировать формы и способы получения образования. Реше­ние этих задач следует регламентировать подзаконными акта­ми, иными нормативными и рекомендательными документа­ми, которые дополнят образовательные стандарты и обеспечат их исполнение.

Анализ опыта разработки стандартов в нашей стране и за рубежом, учет общих тенденций развития системы отечествен­ного образования позволяют достаточно уверенно определить пакет документов, наиболее важных для представления в ка­честве нормативов. Среди них:

1) Требования к структуре основных общеобразовательных программ;

2) Требования к результатам освоения основных общеобразова­тельных программ (к результатам общего образования);

3) Требования к условиям реализации основных общеобразова­тельных программ.

Этот пакет естественным образом разделяется на две груп­пы. Первую из них образуют документы, регулирующие резуль­тат общего образования и процесс его достижения, вторую — документы, определяющие условия получения общего образова­ния. В каждой из рассматриваемых групп выделяются ведущие документы, фиксирующие наиболее существенные положения. Для первой группы это Требования к структуре основных обще­образовательных программ и Требования к результатам освое­ния основных общеобразовательных программ; для второй — Требования к условиям реализации основных общеобразова­тельных программ. Эти документы имеют достаточно общий характер и для своего восприятия и понимания не требуют спе­циальных профессиональных знаний.

Требования к структуре основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности органи­зационно-педагогических условий реализации образовательного процесса. Они включают указания на состав образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования, рамочное описание их базовых компо­нентов, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, в том числе к соот­ношению обязательной части основной образовательной про­граммы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Требования к результатам освоения основных общеобра­зовательных программ представляют собой описания целевых установок общего образования, выделенных на основе согласо­вания потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Они характеризуют планируемые результаты об­щего образования, определяют их основную направленность, особенности формата и содержания.

Требования к условиям реализации основных общеобра­зовательных программ представляют собой описание совокуп­ности условий (кадровых, финансовых, материально-техничес­ких, гигиенических и др.), необходимых для обеспечения реали­зации основных образовательных программ.

Другие нормативные, инструктивно-методические и реко­мендательные документы, конкретизирующие и дополняющие ведущие компоненты стандарта, образуют систему их норма­тивного, инструментального, технологического и инфор­мационно-методического сопровождения. Обсуждение этих документов требует направленной профессиональной подготов­ки его участников.

Весь пакет нормативных и рекомендательных документов — собственно стандарты и примыкающие к ним дополнительные нормативы, обеспечивающие исполнение стандартов, — разра­батывается комплексно и представляет единое целое. Это обес­печивается общим координационным руководством разработ­кой и исполнением стандарта со стороны Министерства обра­зования и науки Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: