Фундаментальное ядро содержания общего образования. Фундаментальное ядро содержания общего образования — базовый документ, необходимый для создания базисных образо­вательных планов

Фундаментальное ядро содержания общего образования — базовый документ, необходимый для создания базисных образо­вательных планов, примерных программ, учебно-методических материалов и пособий. Его основное назначение в системе нормативного сопровождения стандартов — определить:

1) систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к об­ластям знаний, представленным в средней школе;

2) состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсаль­ных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования. Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически определяет и со­держание учебных программ, и организацию образовательной деятельности по отдельным учебным предметам.

В Фундаментальном ядре содержания общего образования фиксируются:

ü основополагающие элементы научного знания методологи­ческого, системообразующего и мировоззренческого харак­тера,предназначенные для обязательного изучения в обще­образовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы как универсального свойства, так и относя­щиеся к отдельным отраслям знания и культуры;

ü универсальные учебные действия,на формирование кото­рых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; регулятивные действия; познавательные действия; коммуникативные уни­версальные учебные действия.

Идея выделения Фундаментального ядра исходит, в частнос­ти, из тезиса о необходимости разделения проблем определения обобщенных требованийк результатам образования и конк­ретного содержанияшкольных предметов.

Совокупно Фундаментальное ядро содержания общего обра­зования определяет элементы научной и функциональной гра­мотности, без освоения которых или без знакомства с которы­ми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть при­знан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

Базисный образовательный план

Базисный образовательный план общеобразовательных уч­реждений Российской Федерации является важнейшим норма­тивным документом, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направле­ний внеурочной деятельности, распределяет учебное время, от­водимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы, а также выступает в качест­ве внешнего ограничителя при расчете бюджетного финанси­рования.

Поскольку Базисный образовательный план регулирует педагогический процесс, его положения должны иметь ориентирующий и некатегоричный характер. Это означает, что при наличии надлежащих оснований (например, при реализации экспериментальной или авторской образовательной програм­мы) образовательным учреждениям разрешается отступать от рекомендаций базисных программ при обязательном испол­нении требований стандарта, относящихся к результатам об­разования.

Базисный образовательный план включает три части,ори­ентированные на ступени общего образования начальное,основное общееи среднее (полное) общее образование.

В структуре Базисного образовательного плана выделяется три раздела: инвариантная часть, вариативная часть, а так­же предусмотрена внеурочная деятельность учащихся, осу­ществляемая во второй половине дня.

Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и на­ционально значимым ценностям, формирует систему предмет­ных навыков и личностных качеств, соответствующих требова­ниям стандарта.

Вариативная часть обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучаю­щихся.

Использование раздела «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования федеральных государ­ственных образовательных стандартов общего образования. Ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельности должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, должны использоваться на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения, — экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школь­ные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Образовательные учреждения должны предоставлять уча­щимся возможность выбора широкого спектра занятий, направ­ленных на развитие школьника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: