Ат-Табарани, Ибн Хаббан и аль-Хаким

И есть много других аятов, хадисов и прочих указаний, свидетельствующих о достоинстве знания и побуждающих людей к его поискам, а поэтому истинный мусульманин всегда является либо знающим, либо находящимся в процессе приобретения знания, а третьего не дано.

Поиски знания не прекращаются до самой смерти.

Суть истинной учёбы состоит не в том, чтобы получить престижный диплом, который откроет тебе доступ к неиссякаемому источнику материальных благ и обеспечит приятное и безбедное существование, после чего тебе уже не надо будет стремиться к получению чего-то большего из сокровищниц познания. Нет, суть истинной учёбы состоит в том, чтобы ты продолжал учиться постоянно, ежедневно узнавая что-то новое сообразно слову Всевышнего:

{...и говори: “Господь мой, прибавь мне знания!”} “Та ха”, 114.

Наши праведные предшественники не останавливались в своём стремлении продолжать учиться и приобретать новые знания до самого конца жизни независимо от того, каких высот они достигали в сфере науки, поскольку они считали, что знание живёт и возрастает благодаря продолжению, увядая и засыхая вследствие оставления и прерывания. На эту тему им принадлежит множество прекрасных высказываний, свидетельствующих о том, сколь высоко они ценили знание и как упорно они стремились к нему, постоянно приникая к его живительному источнику. К числу этих прекрасных высказываний относятся слова Ибн Абу Гассана, который, как сообщает имам Ибн Абд аль-Барр, сказал:

“Ты будешь оставаться знающим до тех пор, пока не перекратишь учиться, а когда ты перестанешь нуждаться в этом, превратишься в невежду”.

Имам Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

“Никто из обладающих знанием не должен прекращать учиться”.

Сообщается, что как-то раз имама Абдуллаха бин аль-Мубарака спросили: “До каких пор ты будешь искать знание?” В ответ он сказал: “До самой смерти, ибо, может быть, я ещё не записал того слова, которое принесёт мне пользу!”

Когда имама Абу Амра бин аль-‘Аля спросили: “До каких пор человеку уместно учиться?” -, он ответил: “До тех пор, пока будет ему уместно жить”.

А как прекрасен ответ, который имам Суфйан бин Уйаййна дал на вопрос: “Кто из людей более всех нуждается в поисках знания?” На это он сказал: “Обладающий наибольшим знанием”. Его спросили: “Почему же?” Он ответил: “По той причине, что ошибка, допущенная им, становится наиболее отвратительной”.

Здесь можно вспомнить и об имаме Фахр ад-дине ар-Рази, крупном толкователе Корана, авторе многочисленных сочинений и наиболее выдающемся имаме своего времени.

Интересное сообщение о нём приводит просвещённый историк Йакут аль-Хамави в своём сочинении “My‘джам аль-удаба”. Он пишет:

Азиз ад-дин (один из учеников имама ар-Рази) рассказал мне следующее:

“Имам Фахр ад-дин ар-Рази, занимавший высокое положение и пользовавшийся широкой известностью и таким огромным уважением, что никому не приходило в голову подвергать проверке его слова и никто не осмеливался даже вздохнуть из почтения к нему, прибыл в Мерв. Я явился к нему, а потом стал приходить постоянно, чтобы учиться у него. Однажды он сказал мне: «Я хочу, чтобы ты составил для меня хорошую книгу по генеалогии талибитов, с которой я мог бы сверяться, ибо я не хотел бы оставаться в неведении относительно этого». Я спросил его: «Ты хочешь, чтобы я составил её в виде генеалогического древа или написал обычной прозой?» Он сказал: «То, что составляется в виде генеалогического древа, не приспособлено для запоминания, а я хочу иметь нечто такое, что я мог бы запомнить». Я сказал: «Слушаю и повинуюсь!»-, и я ушёл, составил для него такую книгу, которую я назвал “Аль-Фахри”, а потом принёс её ему. И когда он ознакомился с ней, то поднялся со своей мягкой подстилки 11 и уселся на циновку, а мне сказал: «Садись на эту подстилку!» Это показалось мне слишком серьёзным, и я сказал ему: «Я всего лишь твой слуга!» Однако он прикрикнул на меня и сказал: «Садись, раз я тебе говорю!» И мною - Аллах тому свидетель - овладел такой страх перед ним, что мне осталось только сесть там, где он велел. А потом он принялся с моей помощью изучать эту книгу, сидя передо мной и спрашивая меня о том, что было ему неясно, пока не дошёл до самого конца. Закончив же изучать её, он сказал мне: «Теперь садись, где хочешь, ибо, поистине, в этой науке ты - мой учитель. Я извлекаю из этого пользу и учусь у тебя, а ученику не пристало сидеть нигде, кроме как перед своим наставником!» И я встал со своего места, а он занял его, после чего я начал учиться у него, сидя там, где сначала сидел он”.

Приведя это сообщение, Йакут сказал: “Вот это и является примером соблюдения приличий, особенно с учётом того, что речь идёт о человеке, занимавшем такое положение”.

Поистине, сердца этих учёных любили знание больше всего прочего, их души проявляли к нему глубочайшее почтение, и не было для них ничего ценнее знания, а преемники больше всего нуждаются в том, чтобы походить на предшественников.

Что мусульманину необходимо делать хорошо

Сознательный мусульманин должен усвоить, что он остаётся символом ислама в любых обстоятельствах, и стараться быть примером для других, в связи с чем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах любит, чтобы каждый из вас в совершенстве владел тем, чем он занимается».

Если мусульманин специализируется в области одной из шариатских наук, то ему необходимо приложить все усилия, чтобы овладеть и разными другими религиозными науками и прежде всего - научиться чтению и толкованию Книги Аллаха Всевышнего, постичь науки, имеющие отношение к изучению хадисов, изучить историю и так далее, но особое внимание он должен уделять избранной им шариатской науке. Он обязательно должен хорошо знать арабский язык и, по возможности, овладеть ещё одним иностранным языком, что необходимо ему для осуществления призыва к своей религии, ознакомления людей с нею или её защиты.

В том случае, когда мусульманин специализируется в области одной из светских наук, ему необходимо знать по меньшей мере основы своей религии. Это значит, что в шариатских науках, предметом которых являются вероучение, поклонение и нравственные нормы ислама, он должен быть осведомлён настолько, чтобы этого ему хватило для правильного исповедания своей религии. Что же касается деталей этих шариатских наук, доступных только знатокам шариата, то мы уже поясняли, что это входит в круг обязанностей представителей первой группы (то есть: тех, кто специализируется в изучении шариатских наук).

Далее, ему необходимо не только прекрасно ориентироваться в той области знания, в которой он специализируется, прилагая для этого все силы и стремясь, по возможности, черпать сведения из первоисточников. Помимо этого он должен стараться как можно лучше овладеть каким-нибудь иностранным языком, чтобы по новым журналам, книгам и другим источникам следить за развитием той науки, которая является его специальностью.

Всё это необходимо делать, исходя из того, что ислам не только всегда побуждал людей к поискам знания и к размышлениям о том, что было создано Аллахом на небесах, на земле и в самом человеке, но и объявил это средством приближения к Аллаху.

Благодаря этому мусульманин всегда и везде может оставаться достойным примером ислама и мусульман, человеком, который знает и свою религию, и свою земную жизнь, и может снискать в глазах людей любовь и уважение, что, в свою очередь, будет способствовать успеху его призыва и приведёт к тому, что люди откликнутся на него.

Именно это и было характерно для учёных из числа наших праведных предшественников: они отдавали все свои силы светским или шариатским наукам, связывали всё это с тем, что было угодно Всемогущему и Великому Аллаху, и упорно стремились к обустройству земли и распространению блага.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: