Он избегает дурных мыслей о людях

Одним из свойств истинного мусульманина является то, что он не думает о других плохо, не позволяя своему воображению разыгрываться настолько, чтобы приписывать людям, которые этого не заслуживают, какие-нибудь недостатки или обвинять их в чём-либо. Он поступает так, выполняя веление Аллаха Всевышнего, который сказал:

{О те, кто уверовал! Избегайте частых подозрений (, ведь), поистине, некоторые подозрения греховны.} “Комнаты”, 12.

Давая людям свои наставления, благородный пророк, да благословит его Аллах и приветствует, строго предостерегал людей от подозрений и догадок, не подкреплённых реальными фактами и уверенностью. Так, например, он сказал:

«Ни в коем случае не подозревайте, ибо подозрения – это наиболее лживые речи!» Аль-Бухари и Муслим.

Итак, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, считал подозрения наиболее лживыми речами, так как же истинный и искренний мусульманин, который даже не знает вкуса лжи, может произносить слова, являющиеся наиболее лживыми?!

Предостерегая людей от подозрительности и называя подозрения наиболее лживыми речами, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, направляет мусульман к тому, чтобы они судили о людях по тем делам, которые они могут видеть, и держались подальше от подозрений, сомнений, сплетен и догадок. Это значит, что мусульманину не пристало стараться проникать в тайники людских душ, выяснять, в чём состоят их особенности, и пускаться в рассуждения о том, что может повредить репутации других, так как о таящемся в глубинах душ ведомо Аллаху, который знает о тайном и наиболее скрытом и который всё откроет и за всё рассчитается. Что же касается человека, то ему следует судить о своём брате лишь по тем делам, которые он видит, и именно так поступали наши праведные предшественники из числа сподвижников и последователей, ощутившие свежее дыхание этих чистых наставлений, свободных от каких бы то ни было примесей.

Абд ар-Раззак передаёт слова Абдуллаха бин Утбы бин Мас‘уда, который сказал:

Я слышал, как Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: ”При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о людях судили на основании содержания откровений, но откровения прекратились, и сейчас мы судим о вас по вашим делам, которые мы видим. И если кто-нибудь обнаруживает пред нами что-то благое, мы доверяем ему и приближаем его к себе, не касаясь того, что у него в глубине души, ибо за это с ним рассчитается Аллах. Что же касается обнаружившего пред нами нечто дурное, то мы не доверяем и не верим такому, даже если он говорит, что нет у него на душе ничего плохого”. “Жизнь сподвижников”, 2/151.

И поэтому богобоязненный и сознательный мусульманин проявляет осмотрительность в каждом своём слове и в каждом суждении, никогда не забывая слова Всеблагого и Всевышнего Аллаха, который обращается к нему, говоря:

{И не следуй за тем, о чём у тебя нет знания: поистине, слух, зрение и сердце – все они будут об этом спрошены!}

“Ночное путешествие”, 36.

Итак, он неуклонно подчиняется этому мудрому запрещению, благодаря чему говорит, основываясь только на знании, и не высказывает никаких суждений, если не обладает полной уверенностью.

И его страх и опасения впасть в грех пересудов и подозрений, порочащих честь других людей, неизменно возрастают, как только глазам его сердца представляется ангел —недремлющий страж, которому поручено следить за ним и который записывает каждое слово, слетающее с его языка.

Аллах Всевышний сказал:

{Не проронит (человек) и слова, чтобы не записал его недремлющий страж.} “Каф”, 18.

Мусульманин, понимающий значение этих указаний, трепещет от страха перед ответственностью за всё то, что он говорит, и поэтому он всегда проявляет сдержанность в своих речах, взвешивает свои слова и хорошо обдумывает их, прежде чем сказать что-либо. Он поступает так по той причине, что благодаря наставлениям своей религии хорошо усвоил, что любое сказанное им слово может как высоко вознести его к благоволению его Господа, так и низвергнуть туда, где он испытает на себе всю силу Его гнева и ярости, о чём посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал так:

«Поистине, иногда человек говорит нечто столь угодное Аллаху, что не может даже и представить себе, каких пределов достигают его слова, за которые Аллах записывает его как одного из тех, к кому Он будет благоволить до самого дня встречи с Ним! И, поистине, иногда человек говорит нечто столь неугодное Ему, что не может даже и представить себе, каких пределов достигают его слова, за которые Аллах записывает его как одного из тех, на кого Он будет гневаться до самого Дня воскресения!” Малик.

Сколь же велика ответственность за слово и какие серьёзные последствия могут повлечь за собой слова невоздержанных на язык людей, которые занимаются пересудами и порочат других!

Поистине, богобоязненный мусульманин, обладающий внутренней чистотой, не прислушивается к людской болтовне и не обращает внимания на те сплетни, слухи и пересуды, которые ему приходится слышать помимо своей воли и которых так много в нашем обществе сегодня. Из этого следует, что он никогда не пойдёт на то, чтобы передавать дальше услышанное им от людей, если не будет полностью уверен в достоверности того, что они говорят. Более того, нет никакого сомнения в том, что он посчитает передачу всех подобных предположений и слухов другим без полной уверенности в их достоверности запретной ложью, о которой посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал так:

«Для того, чтобы стать лжецом, человеку достаточно только передавать дальше всё то, что он услышит». Муслим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: