Он приветствует людей

Одно из отличительных свойств мусульманина как члена общества состоит в том, что он приветствует людей. Приветствие в исламе не является некой социальной традицией, установлением и упорядочением которой люди поочерёдно занимаются в различные периоды времени и которая изменяется и развивается в зависимости от социальных условий и той эпохи, когда она была установлена. Приветствие в исламе представляет собой определённую, упорядоченную и изначально присущую этой религии нравственную норму, придерживаться которой повелел Господь славы в Своей мудрой Книге, тогда как благородный посланник,, заложил её основы и упорядочил их. Об этом говорится во многих хадисах, которые различные мухаддисы обычно приводили в отдельной главе, называя её “Книга о приветствии” или же “Глава о приветствии”.

В Своей ясной Книге Аллах Всевышний повелел верующим приветствовать друг друга, сказав:

{О те, кто уверовал! Не входите в дома, кроме своих домов, пока не спросите разрешения и не поприветствуете их обитателей.} “Свет”, 27.

И Он повелел, чтобы ответ на приветствие был лучше, чем само приветствие, или подобным ему, и поэтому каждый из тех, кто услышит слова приветствия, должен обязательно ответить на них, ни в коем случае не пренебрегая этой обязанностью.

Аллах Всевышний сказал:

{А когда к вам обращаются с приветствием, то отвечайте (на него) лучше или также.} “Женщины”, 86.

Очень многие наставления пророка,, настоятельно побуждают людей приветствовать друг друга и обращаться с приветствиями к тем, кого мы знаем и кого не знаем.

Так, например, Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен им Аллах, сообщает, что однажды какой-то человек спросил посланника Аллаха,:

”Какое (проявление ) ислама является наилучшим?” Он сказал: «Наилучшее состоит в том, чтобы ты угощал людей и приветствовал тех, 148 кого знаешь и кого не знаешь». Аль-Бухари и Муслим.

Завет относительно необходимости приветствий входил в число семи заветов, которые посланник Аллаха,, дал своим сподвижникам, повелев им, а после них и всей исламской общине, неуклонно соблюдать их в общественной жизни. Эти заветы перечисляет аль-Бара бин Азиб, да будет доволен им Аллах, который сказал:

“Посланник Аллаха,, повелел нам (совершать) семь (дел): навещать больного, провожать покойного, желать блага чихнувшему, поддерживать слабого, помогать притесняемому, приветствовать людей и способствовать давшему клятву 149 в её исполнении”. Аль-Бухари и Муслим.

Таким образом, благородный посланник,, уделял серьёзное внимание вопросу о необходимости приветствий, и во многих хадисах сообщается о том, что он побуждал людей к практическим шагам в этом направлении и внушал им любовь к этому, так как знал, что приветствия в значительной мере способствуют возникновению любви в душах, укреплению связей между сердцами и упрочению уз взаимной симпатии, близости и дружбы между отдельными людьми и целыми сообществами. И он даже назвал его причиной любви, ведущей к вере, которая, в свою очередь, приводит к раю, что подтверждается его словами:

«Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, не войдёте вы в рай, пока не уверуете (по-настоящему), а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, благодаря чему вы будете любить друг друга, если станете делать это? Приветствуйте друг друга!» Муслим.

И пророк,, назвал самыми близкими к Аллаху и наиболее достойными Его благоволения и милостей тех людей, которые приветствуют других первыми. Он сказал:

«Поистине, самыми близкими к Аллаху являются те, кто приветствует людей первыми» 150. Абу Дауд и ат-Тирмизи.

Вот почему когда Абдулла бин Умар, да будет доволен им Аллах, появлялся на рынке, он неизменно приветствовал каждого встречного. Однажды его спросили: ”Что ты делаешь на рынке, ведь ты не занимаешься торговлей, не интересуешься товарами, не прицениваешься к ним и не принимаешь участия в беседах, которые ведут люди на рынках?” Он ответил: ”Поистине, мы ходим туда только для того, чтобы приветствовать тех, кого мы встречаем!” Аль-Бухари в “Аль-Адаб аль-муфрад”.

Что же касается формы приветствия в исламском обществе, то она является единой для всех, и именно с таким приветствием обращается к другим мусульманин, знакомый с требованиями нравственной этики своей религии и стремящийся к практическому применению её наставлений. Таким приветствием являются слова “Ас-саляму `аляй-кум ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху” (Мир вам, милость Аллаха и Его благословения). Человек, обращающийся с приветствием к другому, произносит его именно так, то есть, используя местоимение множественного числа, даже если он приветствует только одного человека. Что же касается ответа на приветствие, то он выглядит так: “Ва `аляй-куму-с-салям, ва рахмату-Лллахи ва баракяту-ху” (И вам мир, милость Аллаха и Его благословения).

Это узаконенное исламом, является тем приветствием, которое Аллах Всевышний избрал для людей со времён сотворения Адама. Аллах научил ему Адама, повелел ему обратиться с ним к ангелам и пожелал, чтобы его потомки приветствовали друг друга именно так всегда и везде, поскольку это приветствие несёт в себе идею мира, а мир человек всегда и везде любит больше всего. Ныне это приветствие, с которым людям повелел обращаться друг к другу Господь, используется только исламской общиной, не отступившей от чистой религии единобожия, ничего не заменившей и не изменившей в ней и ни в чём не отклонившейся от её наставлений. Об этом посланник Аллаха,, сообщил следующее:

«Когда Аллах сотворил Адама, мир ему, Он сказал: ”Иди, и приветствуй их – группу сидевших ангелов – и послушай, как они поприветствуют тебя, и это будет приветствием для тебя и твоих потомков”. И он сказал: ”Мир вам!”—, они же сказали в ответ: ”Мир тебе и милость Аллаха!”—, добавив (к его словам слова) “…и милость Аллаха”». Аль-Бухари и Муслим.

Таким образом, неудивительно, что именно эти слова являются благословенным и благим приветствием, ведь они пришли к нам от Аллаха Всевышнего, и это Он велел нам приветствовать друг друга только так и не иначе.

Аллах Всевышний сказал:

{А когда вы входите в дома, приветствуйте друг друга благословенным и благим приветствием от Аллаха.} “Свет”, 61.

Поэтому Джибрил, мир ему, и избрал именно эту форму, когда передал приветствие Аише, и точно также поступила она, да будет доволен ею Аллах, ответив на его приветствие, о чём говорится в хадисе, который приводят аль-Бухари и Муслим.

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, cказала:

“Однажды посланник Аллаха,, сказал мне: «Вот Джибрил приветствует тебя» ”. Аиша сказала: “Я сказала: ”И ему мир, милость Аллаха и Его благословения””. Аль-Бухари и Муслим.

Кроме того, обращение с приветствием в исламе требует соблюдения определённых правил, и истинный мусульманин старается неуклонно и точно придерживаться их во взаимоотношениях с другими людьми. Суть этих правил вкратце изложена в хадисе, который аль-Бухари и другие мухаддисы передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Сообщается, что он сказал: “Посланник Аллаха,, сказал:

«Всадник должен приветствовать пешего, идущий – сидящего, а меньшая по количеству группа людей – большую»”.

Аль-Бухари и Муслим.

В той версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, добавлены и такие слова:

«…а младший – старшего».

Обращаться с приветствием следует как к мужчинам, так и к женщинам, на что указывает сообщение Асмы бинт Йазид, да будет доволен ею Аллах, которая передала, что однажды посланник Аллаха,, проходивший мимо группы женщин, сидевших в мечети, приветствовал их, сделав знак рукой 151. Ат-Тирмизи.

Кроме того, приветствовать следует также и детей, что необходимо для того, чтобы приучать их к тому, как нужно это делать.

Передают, что однажды Анас, да будет доволен им Аллах, проходивший мимо (собравшихся на улице) детей, приветствовал их, а потом сказал: “Посланник Аллаха,, всегда поступал так”. Аль-Бухари и Муслим.

Кроме того, одно из правил обращения с приветствием в исламе заключается в том, что ночью его следует произносить тихо и осторожно, иначе говоря, так, чтобы эти слова были услышаны бодрствующим, но не разбудили спящего. Именно так всегда поступал посланник Аллаха,, о чём сообщается в длинном хадисе, передаваемом со слов аль-Микдада, да будет доволен им Аллах, который, в частности, сказал:

“Мы всегда доставляли пророку,, его долю молока, а он приходил ночью и обращался со словами приветствия так, чтобы это не разбудило спящего, но было слышно бодрствующему. И однажды пророк,, пришёл и произнёс слова приветствия как обычно”. Муслим.

Слова приветствия следует произносить при встрече и расставании, о чём посланник Аллаха,, сказал так:

“Когда кто-нибудь из вас присоединится к собравшимся, пусть приветствует (присутствующих), и пусть он приветствует (их), если захочет уйти, ибо первое не менее обязательно, чем второе” 152. Абу Дауд и ат-Тирмизи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: