Повторяйте то, чему вы хотите научить, не менее трех раз. Это связано со свойством нашей памяти. У меня раньше тоже были такие ошибки: я думал, что вы с первого раза запомните сразу все, что я расскажу. Позже я увидел, что это не так. Сначала я подумал, что может быть, вы часто просто не обращаете внимания на мои пояснения. Я стал внимательно отслеживать реакцию слушателей. И я увидел, что практи-
чески каждый из вас был очень внимателен к тому, чему я обучал. Но если не повторить информацию три раза, то в памяти обычного человека она не отложится. Нужно повторять трижды. Пока вы не услышите это три раза, вы не запомните. Исключения, конечно, бывают, но мы говорим об общих правилах. Я теперь обо всем говорю не менее трех раз: первый раз — когда рассказываю, что и с какой целью мы будем изучать; второй раз, причем детально, — во время изучения этого материала; третий раз — во время подведения итогов, чему мы обучались во время семинара.
Я уверен, что обучение в университетах также основывается на этих принципах: сначала слушателей знакомят с тем, что они будут изучать — это обзор будущих тем. Затем начинается изучение плановой темы. А перед тем, как начать новую тему, подводятся краткие итоги по предыдущей, завершенной теме.
Мы устроены так, что не в состоянии переварить за один раз очень много вещей. Как правило, наш ум не может хорошо усвоить больше трех разных вещей. Вы можете это проверить: расскажите слушателям за одну встречу 10 разных вещей, чтобы они их запомнили. Большинство из них хорошо запомнит только три. Если вы руководитель, не пытайтесь требовать от ваших работников выполнить большое количество разных дел за один день, потому что в результате в конце дня вы увидите, что они выполнили хорошо только три из десяти, о которых вы просили. Это — проблема нашего ума: он не может качественно запомнить за короткое время больше трех вещей.
Поэтому на каждом занятии нельзя давать очень много всего. Вы можете обучать не более чем трем каким-то вещам, а лучше всего чему-то одному. Но иногда этого бывает недостаточно или слушателям кажется, что этого мало. Тогда вы можете что-то добавить, но не объяснять пол- ностью и детально для того, чтобы эту добавку можно было рассматривать на следующем занятии. А еще вы можете дать такой дополнительный материал, который поможет понять тот основной, который вы уже пояснили.
Если вы даете три темы, то первой по счету поясните самую важную, но которую все смогут понять и повторить на практике. А вторую и третью темы вы можете дать в качестве дополнительного обзора.
Вторая тема может быть более сложной, но она снова должна быть такой, что слушатели смогут повторить. А третья тема может быть доступна уже не всем: ее воспримут и будут практиковать те ваши ученики, у которых хорошо работает ум и которые любят много заниматься, а для остальных этот материал не является необходимым в этой теме или вообще в этой программе.