Повторение материала трижды

Повторяйте то, чему вы хотите научить, не менее трех раз. Это свя­зано со свойством нашей памяти. У меня раньше тоже были такие ошибки: я думал, что вы с первого раза запомните сразу все, что я рас­скажу. Позже я увидел, что это не так. Сначала я подумал, что может быть, вы часто просто не обращаете внимания на мои пояснения. Я стал внимательно отслеживать реакцию слушателей. И я увидел, что практи-


чески каждый из вас был очень внимателен к тому, чему я обучал. Но если не повторить информацию три раза, то в памяти обычного челове­ка она не отложится. Нужно повторять трижды. Пока вы не услышите это три раза, вы не запомните. Исключения, конечно, бывают, но мы го­ворим об общих правилах. Я теперь обо всем говорю не менее трех раз: первый раз — когда рассказываю, что и с какой целью мы будем изучать; второй раз, причем детально, — во время изучения этого материала; тре­тий раз — во время подведения итогов, чему мы обучались во время се­минара.

Я уверен, что обучение в университетах также основывается на этих принципах: сначала слушателей знакомят с тем, что они будут изу­чать — это обзор будущих тем. Затем начинается изучение плановой те­мы. А перед тем, как начать новую тему, подводятся краткие итоги по предыдущей, завершенной теме.

Мы устроены так, что не в состоянии переварить за один раз очень много вещей. Как правило, наш ум не может хорошо усвоить больше трех разных вещей. Вы можете это проверить: расскажите слушателям за одну встречу 10 разных вещей, чтобы они их запомнили. Большинство из них хорошо запомнит только три. Если вы руководитель, не пы­тайтесь требовать от ваших работников выполнить большое количество разных дел за один день, потому что в результате в конце дня вы увиди­те, что они выполнили хорошо только три из десяти, о которых вы про­сили. Это — проблема нашего ума: он не может качественно запомнить за короткое время больше трех вещей.

Поэтому на каждом занятии нельзя давать очень много всего. Вы мо­жете обучать не более чем трем каким-то вещам, а лучше всего чему-то одному. Но иногда этого бывает недостаточно или слушателям кажется, что этого мало. Тогда вы можете что-то добавить, но не объяснять пол- ностью и детально для того, чтобы эту добавку можно было рассматри­вать на следующем занятии. А еще вы можете дать такой дополнитель­ный материал, который поможет понять тот основной, который вы уже пояснили.

Если вы даете три темы, то первой по счету поясните самую важ­ную, но которую все смогут понять и повторить на практике. А вторую и третью темы вы можете дать в качестве дополнительного обзора.

Вторая тема может быть более сложной, но она снова должна быть такой, что слушатели смогут повторить. А третья тема может быть до­ступна уже не всем: ее воспримут и будут практиковать те ваши учени­ки, у которых хорошо работает ум и которые любят много заниматься, а для остальных этот материал не является необходимым в этой теме или вообще в этой программе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: