Не перегружать информацией

Не следует слушателей сразу перегружать информацией. Как прави­ло, новые инструкторы часто делают такие ошибки, так как опасаются дать недостаточный объем материала. Поэтому в течение нескольких часов они «вываливают» очень большое количество информации.

Представьте, что вы впервые приехали в Китай навестить друга. А друг пригласил вас в ресторан и заказал очень много самых вкусных блюд. В результате вы придете к выводу, что только одно или два блю­да были действительно вкусными. Ведь мы не сможем запомнить все эти новые для нас блюда, мы будем путать их вкус. А если в 1-й день ваш друг закажет вам одно самое вкусное блюдо и оно вам понравится, на 2-й день — еще одно вкусное блюдо вам покажется, что оно еще вкуснее. А после третьего вкусного блюда на 3-й день вы уже сможете почувст­вовать и оценить вкус каждого из них. При этом у вас создастся впечат­ление, что в ресторане всегда исключительно вкусная еда, и вы ожидае­те, что так будет на протяжении всего вашего пребывания в Китае, — это улучшает ваше настроение.

Начинающие преподаватели очень часто допускают одну ошибку: они опасаются, что произведут на слушателей недостаточно хорошее впечатление, если будут мало рассказывать. Поэтому, они стараются показать свои знания и разговаривают слишком много, они пытаются с первой лекции выложить все, что знают. Для этого им приходится бук­вально «скакать» с одной темы на другую — ведь материала так много!


Вы сами учились несколько лет — не пытайтесь «впихнуть» свои знания в один семинар!

Бывает и другая ситуация. Для того чтобы нормально провести пер- вую ступень и грамотно изложить материал, закрепляя его практикой,

нужно 5 или 6 дней. Но часто новые инструкторы пытаются «выва- лить» всю информацию в течение первых двух часов или первого дня. Например, вы приготовили тезисы на сегодняшний день, вы их продумали и полагали, что запланированной материал вы расскажете на протяжении занятия. А оказалось, что вы уложились в 10 минут. Естественно, что от неожиданности вы растерялись, не знаете, что делать с оставшимся временем, и начинаете нервничать. Подумайте, вы потратили минимум два года или несколько лет на то, что собираетесь излагать слушателям. Как вы думаете, смогут ли они воспринять это все за 10 минут? Смогут ли ваши слушатели действительно понять за 10 минут то, на что вы потратили несколько лет? Конечно, нет, потому что понять — не означает только услышать ваш рассказ. Понять — означает прочувствовать это своим телом и затем понять эти ощущения умом. Когда ученики слышат просто слова, связанные с практикой, они этого еще не понимают. Сначала они действительно должны услышать ваши слова, ваше пояснение упражнения, потом они должны практиковать, и только после этого они смогут понять. Приведем в качестве примера упражнение Большое дерево. Сначала мы практикуем Большое дерево по I ступени, потом по II ступени, потом по III, а потом начинаем снова практиковать по I ступени. И только после этого мы понимаем, что это такое. Поэтому, рассказывая о Большом дереве, мы знаем и понимаем свои ощущения, сопровождающие эту практику на каждой из ступеней, после нее мы начинаем понимать, что означает Большое дерево. Вы знаете, какие ощущения испытывают ваши пальцы, ладони, руки, ноги, все тело в процессе выполнения этого упражнения, с какими феноменами вы сталкиваетесь и какой результат получаете после. Поэтому вы сами понимаете Большое дерево только после приобретения собственного опыта.А пока вы только знакомите слушателей с этим упражнением, они, действительно, могут представить себе большое могучее дерево, но не более того. Затем, когда вы их поставите в позу Большого дерева, они скажут или подумают, что это ужасно тяжело. Поэтому, обучая Большому дереву, вы должны быть очень осторожны. Вы должны преобразовать эту трудную для слушателей работу в интересную. Вот в этом заключается искусство.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: