Когда я в 1991 году приехал впервые в Россию, я столкнулся с очень интересным для меня феноменом: если возле магазина была очередь, то проходивший мимо человек, даже не спрашивая, что продается в этом магазине, сначала просто становился в эту очередь. И только потом уже спрашивал, за чем именно люди стоят. Психология была такой: «Если есть очередь — значит, продают что-то нужное и очень дефицитное». Сейчас ситуация очень похожая: если вы проходите, например, мимо театра и видите, что возле касс стоит большая очередь — все хотят туда попасть, — вам сразу становится интересно, что это за спектакль, на который трудно купить билет. И вы захотите его посмотреть, хотя бы из любопытства.
Теперь представьте себе, что вы решили пойти на лекцию. И вот вы заходите в большой зал, который вмещает человек 100, а в нем сидит менее 10. Как вы будете себя чувствовать? Сначала вы посмотрите на часы — сколько осталось времени до начала — и будете думать, есть ли еще время людям собраться. Вторая возникшая мысль будет о том, что люди не пришли, потому что лектор нехороший или материал неинтересный. Вам станет неуютно, вы сядете поближе к двери, чтобы при желании уйти, не привлекая к себе лишнее внимание.
|
|
А если, войдя в зал, вы видите очень много людей, то как работает ваша психика? Вы сразу подумаете, что, наверное, вы попали на интересное мероприятие к хорошему лектору.
Поэтому если вы ожидаете 20 человек — не нужно арендовать зал на 100 мест. При полупустом зале у посетителя возникают нежелательные для вас мысли, например:
а) мероприятие несерьезное, потому что им интересуется мало людей:
б) вы плохой лектор и преподаватель;
в) может, вы и знающий человек, но к вам не любят приходить...
Нужно выбирать зал даже на меньшее количество мест, чем ожидается слушателей, особенно на начальном этапе вашей деятельности. Так, если вы ожидаете 30 человек, то арендуйте зал, в котором помеща-
ется 25 человек, в крайнем случае 30, но не больше. В таком случае опоздавший обнаружит, что для него уже нет места. И тогда внутри его сердца возникает мысль о том, что, очевидно, это интересно и полезно, раз помещение заполнено. Более того, у него возникнет недовольство, что не нашли больший зал, и он тут же решит про себя обязательно прийти в следующий раз заранее, чтобы занять хорошее место. Если у слушателей возникает мысль о том, что помещение заполнено и людей много, то тогда у них автоматически возникает мысль о том, что эта практика хорошая и даст эффект. Это значит, что они уже начинают ожидать что-то интересное и готовы вас принять. Такой позитивный настрой помогает лучше воспринимать обучение.
Кроме того, с точки зрения фэн-шуй, если в большом помещении находится мало людей, то суммарный уровень энергии слабый. Поэтому люди там не будут чувствовать себя комфортно, не будут чувствовать достаточную силу, а будут чувствовать слабость.