Письмо Минобразования России от 26.01.2000 № 22-06-86

По данным Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, а также Российского статистического агентства, десятки тысяч детей умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. Только за 1998 год в России от неестественных причин ушли из жизни 20,6 тыс. детей и подростков, а за последние 5 лет их число составило около 112 тыс.

За последние десятилетия в три раза выросло число детей, бежавших от родителей, из учебно-воспитательных учреждений, трепавших без вести, многие из них стали жертвами преступле­ний. Поданным прокурорского надзора, основной причиной усилия этой опасной тенденции является отсутствие надлежащего семейного и общественного воспитания, жестокое обращение взрослых и сверстников, провоцирование несовершеннолетних на бегство и, нередко, толкавшее их к суициду.

Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждений, школах, детских дошкольных интернатах. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается прежде всего на детях как наименее защищенной части населения. Их проблемам переживания стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в школе. От так называемых «трудных» детей и подростков школы стараются избавиться. Опрос детей, выбывших из 5—9-х классов средней школы, проведенный Генеральной Прокуратурой Рос­сийской Федерации, показал, что 43% опрошенных детей свя­зывают свой уход из школы с конфликтами с учителями, 38% ответили, что их из школы выгнали.

Нередко положение усугубляется тем, что должностные лица, ответственные за обучение, воспитание и содержание детей, не­добросовестно относятся к выполнению своих обязанностей. Иног­да на работу с детьми принимаются не только малоквалифици­рованные люди, но и те, кто по своим человеческим, моральным качествам не могут и не должны работать с детскими коллективами. Жестокое обращение взрослых с детьми и подростка­ми приводит их к отчаянию, безысходности, депрессиям и, как следствие, к самоубийству.

По данным государственной статистики, количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14 157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, бе­зысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств при­чин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств не­совершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблаго­получием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным по­ведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одно­классниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и про­тестовали таким страшным образом против бездушия, безразли­чия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощуще­ния одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доб­рое участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуа­ции, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной ста­тистики, от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

Справка: по данным республиканского комитета Российского статистического агентства Республики Бурятия за последние 3 года (1996—1998) в результате самоубийств погибло 244 (87,73,68) человек, причем в основном молодежь в возрасте от 10 до 19 лет; поданным краевого комитета государственной статистики и Ми­нистерства здравоохранения Ставропольского края, в 1995– 1996 годах совершили попытки самоубийства около 400 человек, в 1997—1998 годах – 350 человек, в то время как факты смер­тельных исходов зарегистрированы в 19 и 17 случаях соответственно; прокуратурой Челябинской области отмечено за 1998 год и первый квартал 1999 года 52 случая самоубийств и попыток к ним, из них 28 закончились фатальным исходом. При этом 44% подобных случаев приходилось на учащихся школ. Характерно, что три четверти количества детей, покушавшихся на самоубий­ство, проживали во внешне благополучных семьях, а 58% – в полных семьях.

Приведенные факты свидетельствуют о заметном снижении воспитательных функций учреждений образования, когда подростки, оставаясь наедине со своими проблемами и попадая в ос­трые конфликты, в условиях социально-правовой незащищенно­сти, не в состоянии самостоятельно найти выход из кризисной ситуации, адекватно и критически ее оценить, оставаясь предос­тавленными сами себе, ищут выход в самоубийстве.

Серьезное беспокойство вызывает и то, что органы системы профилактики не всегда ориентируются на интересы конкретного ребенка или подростка, допускают формализм, волокиту, не вы­ясняют причины и условия, побудившие подростка расстаться с жизнью, а значит, детально не анализируют каждый такой конк­ретный факт и, в силу этого, не могут разработать надлежащую систему мер предотвращения и профилактики подобных траги­ческих событий. Нельзя признать нормальным, что практически во всех материалах по фактам попыток несовершеннолетних по­кончить жизнь самоубийством отсутствуют какие-либо сведения о психологической реабилитации и помощи подросткам, пытавшим­ся расстаться с жизнью. Услуги психолога, к сожалению, недо­ступны еще во многих районах, особенно сельских.

В ряде территорий не обеспечивается должный уровень госу­дарственного контроля за условиями содержания и воспитания детей и подростков в образовательных учреждениях. Между тем нередки случаи рукоприкладства педагогов и других антипедаго­гических воздействий на несовершеннолетних, преступлений в от­ношении детей в стенах учебных заведений.

Справка: по информации ОВД, в 18 городах и районах только Пермской области в 1997 году за административные правонару­шения и преступления к ответственности привлечено 116 педаго­гических работников.

Проверки по многочисленным обращениям граждан в связи с конфликтными ситуациями в том или ином образовательном уч­реждении часто свидетельствуют о нарушении профессиональной этики и такта, грубых педагогических ошибках руководства школы и педагогов, вызывающие протест обучающихся и их родителей. Так, в Бичурском районе Республики Бурятия проверкой, про­веденной комиссией Министерства образования и науки Респуб­лики Бурятия по факту самоубийства 22 июня 1999 года учащегося 9-го класса средней школы № 2, установлено, что морально-психологический климат в школе находился на критическом уровне (80% детей чувствовали себя в школе некомфортно, 80% не удов­летворены общением со взрослыми, редко обращались со своими проблемами и трудностями к учителям и воспитателям). Отмечен низкий рейтинг руководителя и многих учителей школы.

Учитывая изложенное, остроту и важность проблемы, а также в целях предупреждения и профилактики нарушений прав обуча­ющихся и воспитанников, в том числе проявления неуважения к их человеческому достоинству, применения методов физического и психического насилия по отношению к ним, Министерство об­разования Российской Федерации рекомендует:

1. Включать в планы работы инспекционные проверки государ­ственных и муниципальных образовательных учреждений по ис­полнению норм законодательства Российской Федерации, пре­дусмотрев контроль за исполнением пункта 6 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федераль­ного закона от 13.01.96 ном. 12-ФЗ о недопущении применения методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам.

2. При проведении аттестации образовательных учреждений, ат­тестации педагогических и руководящих работников учитывать ре­зультаты инспекционных проверок по обеспечению и реализации прав и законных интересов обучающихся и воспитанников, норм действующего законодательства, а также материалов изучения:

– стиля педагогического общения (системы отношений уче­ник-учитель-руководитель),

– наличия и характера конфликтных ситуаций, жалоб.

3. В целях исключения случаев назначения на должность руко­водителя образовательного учреждения случайных лиц, не отвеча­ющих квалификационным требованиям, а также в целях развития и укрепления демократического характера управления в системе образования:

– утверждать на должность руководителя только лиц, прошед­ших соответствующую профессиональную аттестацию;

– предусмотреть при назначении руководителя возможность конкурсного отбора с учетом мнения педагогической обществен­ности.

4. В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно­летних» от 24.06.99 ном. 120-ФЗ (статья 9) незамедлительно ин­формировать комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о выявленных случаях дискриминации, физического или психического насилия, оскорблений, грубого обращения с несо­вершеннолетними и обсуждать такие случаи нарушений их прав и законных интересов на координационных совещаниях органов системы профилактики.

5. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации ном. 736-ФЗ от 10.05.99 по итогам 1998, 1999 годов провести до 1 апреля 2000 года совместно с органами здравоохра­нения и прокуратуры анализ причин и разработать мероприятия по профилактике суицида среди детей и подростков.

6. Предусмотреть создание и развитие по месту жительства си­стемы помощи молодежи, системы социально-педагогической по­мощи семье, используя систему внешкольного образования мо­лодежи, спортивную работу, медико-психологическую службу, систему консультаций и помощи по воспитанию детей и под­ростков.

7. Инициировать вопросы сотрудничества и осуществления со­циального партнерства с общественными объединениями, религиозными и другими организациями, заинтересованными структурами и ведомствами, отвечающими за воспитание, образова­ние и здоровье детей и подростков, с целью обеспечения права на образование, развития детей и подростков, формирования ответственной и способной к жизни з обществе личности.

8. Усилить контроль за результативностью деятельности пси­хологических служб, психологов в образовательных учреждениях и ориентировать их деятельность на необходимость изучения проблем семьи, подростковой и молодежной среды. Ориентировать образовательную деятельность на формирование у молодых лю­дей способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности.

9. Информировать Минобразование России (Управление инспекционно-аналитической работы – Сауткина В.Ф.) о резуль­татах выполнения пункта 5 настоящих рекомендаций в срок до 1.06.2000.

Первый заместитель министра А.Ф. КИСЕЛЕВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: